Высшее российское руководство очевидно торопится устранить малейшие препятствия на пути реализации последних инициатив по реформе исполнительной власти. Аналитики уже отметили, что соответствующий законопроект был внесен в Госдуму почти на месяц раньше заявленного срока. И сегодня же стали известны некоторые подробности документа, судьбу которого в «единороссийской» нижней палате можно считать решенной.
Рассказал о них помощник президента Владислав Сурков. Рассказал прежде всего о том, что если законодательное собрание с двух попыток не утвердит предложенную президентом кандидатуру губернатора, оно может быть распущено. Как бы в утешение замглавы администрации президента напомнил, что фактически по такому же принципу формируется правительство РФ. Как и в случае с премьер-министром, если законодательное собрание не утверждает кандидата на пост губернатора, президент вправе распустить собрание и назначить исполняющего обязанности губернатора.
ЗАКС, конечно, может выразить недоверие губернатору и проинформировать об этом президента. Последний вправе как согласиться с депутатами, так и не согласиться. На итог, впрочем, это мало повлияет: глава государства в этом случае может опять-таки распустить парламент или представить нового кандидата. Снимать губернаторов планируется в случае невыполнения обязанностей или «утраты доверия» — президентского, парламентского или народного, не уточняется.
Другие детали законопроекта пока неизвестны. Но не исключено, что даже уже назначенные выборы региональных лидеров будут законодательно отменены, а за счет более раннего внесения документа в Думу начать жить по нему можно будет уже в этом году.
Любопытно, что законопроект активно «продавливается» на фоне не только критики со стороны ЕС, США и отечественных правозащитников, но и деклараций о несовершенстве предлагаемой системы. Неназванный высокопоставленный источник в Кремле признал, что «в стране, к сожалению, нет государственной кадровой политики. У нас пока нет отлаженной системы подготовки, „выращивания“ кадров. Поэтому существует опасность, что кто-то кому-то будет звонить, писать объективки, иными словами лоббировать ту или иную кандидатуру на губернаторский пост». Говоря еще яснее, придется признать, что без лоббирования в том или ином виде здесь обойтись практически невозможно: кто-то, в конце концов, должен рекомендовать президенту те или иные кандидатуры.