Все больше россиян считают, что в отсутствие высшего образования можно найти хорошую работу и хорошо устроиться в жизни, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Специалисты полагают, что россияне не готовы прилагать большие усилия для того, что не даст гарантированной отдачи.
Опрос «Высшее образование: путь к успеху или лишняя трата времени и денег?», о котором пишет газета «Известия», стал частью программы исследований ВЦИОМ, продолжающейся уже десять лет. Он показал, что за эти годы количество россиян, которые не считают, что высшее образование важно для успешной карьеры, выросло почти вдвое, с 19% до 34% участников опроса.
Опрос был проведен 3 июля 2018 года методом телефонного интервью среди 1600 россиян старше 18 лет. Размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%
Об отношении россиян к высшему образованию и оценке его необходимости для удачного трудоустройства с «Полит.ру» поговорила Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
«Сама идея о том, что россияне считают, будто высшее образование не нужно и не полезно, в корне неверна. Но дело тут в том, что после завершения обучения в вузах очень много людей не могут трудоустроиться не в первый год, ни в последующие. И в результате ответ на вопрос, стоило ли учиться, многим представляется отрицательным. Тем более что сейчас высшее образование во многих случаях платно, платные места составляют большинство. То есть людям приходится платить деньги, тратить время и силы — а потом вовсе не использовать диплом, те знания, которые давались в вузе, либо переучиваться на что-то другое и уходить в сферы, где высшее образование далеко не всегда является нужным.
Но высшее образование необходимо и самому человеку для развития, и ради его трудоустройства — из-за того, что в современном мире используются очень сложные технологии, овладеть которыми без такого образования нельзя. Мы переходим на цифровую экономику, в результате усложняется технико-технологическая деятельность в самых разных областях — даже здравоохранении, образовании, не говоря уже о технических отраслях экономики. И раз уж это так, то, естественно, высшее образование является очень важным.
Нередки ситуации, когда молодые люди, которые уже начали работать, попадают под сокращение и потом не находят для себя рабочего места, соответствующего своим компетенциям, профессиональной подготовленности. Конечно, если такое случается, какой им резон уважать вузы и ценить высшее образование? Никакого. Однако нет оснований думать, что кто-то отрицает полезность дипломов — если бы это отрицали, не было бы такого большого количества молодых людей, поступающих в вузы. А их действительно очень много поступает, даже в довольно сомнительные вузы, не дающие образования нужного уровня, — даже туда идут, чтобы получить диплом.
Повторю: неверно утверждение, будто высшее образование россиянам неинтересно и ими не уважаемо. Не уважаемо ими то обстоятельство, что специальность может быть не востребована после завершения обучения. И, разумеется, без реальной, не когда-то там в отдаленном будущем предоставляющейся, а сейчас существующей возможности найти интересную работу по полученной профессии люди не будут хорошо отзываться о пользе высшего образования. Но даже если они позволяют себе отзываться об этом негативно, это — только отзывы, только высказывания, выражение досады. А в действительности и родители молодых людей, и сами молодые люди считают необходимым получить диплом.
Вопрос об отношении к высшему образованию в реальности очень сложен, и надо говорить честно: для того, чтобы, имея рабочую профессию, иметь и хороший заработок, нужен талант в этой профессии. Это все сказки — разговоры о том, что якобы каждый может быть сантехником, пекарем, плотником. С каким трудом мы все, сталкивались с подобными проблемами, через знакомых, что называется, через "сарафанное радио", ищем хороших мастеров! Такие мастера, естественно, очень хорошо зарабатывают. А что касается сезонных работ, работы в охране или еще где-либо в подобном месте, то это не те варианты, которые привлекают молодежь и дают на длительный период времени достойный доход. Рабочая специальность, позволяющая иметь высокую зарплату, требует мастерства, талантов, высокой квалификации.
И последнее, о чем в связи с этим я хочу сказать: мы сильно растеряли возможности обучения в этой области. Сколько раз президент России Владимир Путин об этом говорил? О том, что надо налаживать настоящее обучение рабочим специальностям? Сейчас ситуация начинается исправляться, но происходит это очень медленно. Ведь для того, чтобы учить, в профессионально-технических училищах, техникумах, учебных заведениях такого типа должна быть очень хорошая база, в том числе в смысле оборудования. Оборудование это должно быть современным: от того, что научат работать на старом, вряд ли молодому человеку удастся хорошо работать на оборудовании новом и вообще где-то быть востребованным.
В этой области вообще достижений пока немного, хотя мы неоднократно ставили такие задачи в рамках различных программ, предполагающих какие-то значительные цифры подготовки рабочих кадров. Помните, какие назывались огромные цифры? Утверждалось ведь, что будут созданы миллионы продуктивных и цивилизованных рабочих мест. Говорить об этом говорили, но где все эти обещанные места? И кто обучил такое количество людей на эти рабочие места? Пока никто.
Но ясно все же уже, что хорошая трудовая деятельность с достойным доходом требует должного уровня образования. Многие так называемые "рабочие" специальности — например, фрезеровщик, токарь — требуют, учитывая сложность используемого оборудования, высшего инженерно-технического образования. Так что я бы сказал, что это просто досужие разговоры — рассуждения о том, что высшее образование становится непопулярным. Оно популярно, говорю как человек, принимающий экзамены в вуз. Еще как популярно!», — сказала Любовь Храпылина.