В дискуссиях о модернизации нашей армии, характере призыва и праве на альтернативную гражданскую службу постоянно всплывают апелляции к международному опыту, порой не слишком грамотные.
Позволю себе не указывать источник нижеследующей цитаты, ибо славы автору она не принесет – правды в ней и половины не наберется: «Во Франции продолжительность альтернативной службы составляет 20 месяцев и вдвое превышает срок прохождения военной службы. Столько же гражданская служба длится в Литве, Эстонии, Молдове, Словакии и Украине (при том что во всех этих государствах основной срок военной службы составляет 12 месяцев). Самый короткий срок альтернативной службы в Австрии — один год, а обязательная военная служба длится все равно в два раза меньше, или полгода. Таким образом, в большинстве стран полагают, что обязательная военная служба должна компенсироваться более коротким, по сравнению с альтернативной службой, сроком. Иначе все ринутся в санитары».
Ошибок на эту тему предостаточно даже в самых почтенных и либеральных изданиях, не говоря уже о том, что в подобных историко-географических экскурсах позволяют себе наши генералы.
Как же обстоят дела в реальности?
Начнем с того, что во Франции и Испании - с 2001 года, в Словении - с 2003, в Нидерландах и Бельгии - с середины 90-х годов прошлого века, в Австралии, Великобритании и Ирландии - с его первых десятилетий нет обязательного призыва на военную службу, а, стало быть, и службы альтернативной. В 2004 году к этим странам присоединится Португалия (в которой служат и военную, и альтернативную службу 4 месяца), в 2005-м – Чехия, Венгрия и Италия, в 2006 -м – Словакия, в 2007-м - Латвия. Из 25 стран Европейского Союза 15 либо уже отменили призыв, либо сделают это в ближайшие годы.
США полностью отказались от призыва в 1975 году. План реформы с 1970 года разрабатывала комиссия из 15 человек, из них 13 не имели отношения к армии. Непростой была полемика с Пентагоном, и даже в обществе поначалу идея добровольной армии не была популярна. При этом с подготовкой к такому серьезнейшему шагу управились менее чем за 5 лет.
Так что, если говорить о большинстве развитых, в том числе в военном отношении, стран, то для них вопрос о соотношении сроков обязательной военной и альтернативной службы не актуален, поскольку ни той, ни другой нет или в ближайшее время не будет.
Особый случай – Германия. До последнего времени там не планировалось отменять призыв, и некоторые наши генералы, цепляясь за этот факт как за соломинку, находили основания тому, почему именно с Германии Россия должна брать пример. Между прочим, с этим согласны и многие антимилитаристы: для начала неплохо бы нам поучиться у Германии. Срок «альтернативки» там - 10 месяцев, а совсем скоро (в октябре) он будет уравнен с девятимесячным сроком военной службы: Европа борется с дискриминацией за убеждения! Уже к началу 90-х годов около трети немецких призывников составляли соискатели альтернативной службы, и 99% их заявлений удовлетворялись. Численность призыва сокращается, и все чаще молодые люди, не подававшие никаких заявлений, не служат в армии потому, что так много их там не нужно! Вы можете себе представить, чтобы наши генералы согласились на что-либо подобное?
Ведущие европейские страны, как и США, рассматривают отмену призыва как элемент модернизации вооруженных сил. Отставание от них Германии имеет, по российским понятиям, очень странную причину. Германские социальные службы “подсели на иглу альтернативки”. Члены правительства и благотворительные организации говорят ни много ни мало о надвигающейся катастрофе. Кто будет водить на прогулку обитателей домов престарелых, кто почитает им книжку? Но – после длительных дебатов и в Германии заговорили об отмене призыва к 2008 году как о решенном деле.
Среди членов Европейского Союза лишь четыре страны (Кипр, Словакия, Финляндия и Греция) имеют «альтернативку» примерно в 2 раза длительнее призывной службы. Совсем недавно эту группу покинула Латвия, присоединившись к тем, у кого это соотношение 3:2. В четырех странах ЕС (включая Германию) сроки обеих служб равные. Греция подвергается серьезному давлению со стороны европейских структур, в результате чего сократила срок армейской службы с 19-23 месяцев до 3-18 (для разных видов войск), срок альтернативной – с 38-46 до 30 мес. Финляндию тоже критикуют, хотя срок военной службы там 6 мес., а альтернативной - 13. Все равно - дискриминация.
Европа решительно движется в сторону демилитаризации. Не входящим в ЕС членам Совета Европы вежливо, но настойчиво напоминают о взятых при вступлении обязательствах. Именно по этой линии «достали» и нас, а недавно – и Армению, принявшую закон об альтернативной службе, такой же «драконовский», как Российский (срок от 36 до 42 месяцев). Подтягиваются к европейским стандартам неспокойные Балканы. В Хорватии в 2003 г. принят один из самых либеральных законов об альтернативной службе, срок ее - 8 месяцев, в этом же году в Македонии сроки обязательной службы снижены в 1,5 раза: военная длится 6 мес., альтернативная – 10 мес. В Сербии, где 5 лет назад альтернативной службы не было, сегодня право на нее закреплено в Конституции, разработан проект закона, «отказникам» дают возможность ждать его принятия. В Боснии альтернативная служба существует с 1996 года – по европейским меркам закон суров: 24 месяца – в 2 раза дольше военной службы. Таков он и в Болгарии, где в армии отмечены знакомые россиянам болезни: солдаты недоедают, над ними издеваются, их труд используют на работах, не имеющих отношения к службе. Однако, в этой стране активно обсуждается возможность отмены призыва.
До 2003 года такие же сроки службы были и в Румынии, сегодня военная служба там длится от 4 до 9 месяцев, альтернативная – 12.
Что касается наших собратьев по СНГ, то они разделились на весьма разнохарактерные группы. «Европейскую модель» представляют Украина (срок «альтернативки» снижен с 36 до 27 месяцев при 18-месячном призыве) и Молдова, чей закон признан самым либеральным в СНГ, несмотря на двойной по сравнению с военной службой срок, – 24 мес.
Здесь пора отметить, что степень либеральности альтернативной службы, разумеется, определяется не только ее сроком. Законодательство многих стран подвергается критике международных организаций за негражданский характер службы (фактически – военной нестроевой), за ограничения оснований для ее предоставления (например, семейными обстоятельствами) и т.п. С этой точки зрения законы об альтернативной службе Узбекистана и Кыргызстана некоторые эксперты относят к «азиатской модели» (Срок АГС 24 и 36 мес. соответственно при 18-месячном призыве). Беларусь и Азербайджан на уровне Конституций признают право на замену военной службы, в Грузии есть даже закон (срок 36 мес., в 2 раза больше военной), но на практике альтернативной службы в этих странах не существует. И, наконец, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан не признают права на нее ни в каком виде и сажают «отказников» в тюрьмы. Недавно эту группу покинула Армения. Не будем заострять внимание на том, к какой «модели» ее закон, вместе с российским, следует отнести. Отметим лишь, что после того, как Греция «дала слабину», по длительности сроков обоих видов обязательной службы мы разделяем сомнительную честь «европейского первенства» лишь с Кипром (26 мес. военная,. 42 – альтернативная).
О ситуации в других частях света сведения крайне скудны. Известно, что Египет, Израиль, Китай и Куба не признают альтернатив, имея трехгодичный срок службы по призыву. В Северной Корее безальтернативно служат от 3 до 10 лет. Альтернативной службы нет и в Южной Корее, нет ее и в Чили, а вот в Аргентине она появилась в 1994 году на волне возмущения убийством солдата дежурным офицером.
Впрочем, начав разговор с журналистских ошибок, я не могу ручаться за то, что и мои сведения не отстали от жизни: все новые страны осознают, что профессионализация армии, идущая рука об руку с демилитаризацией общества, – признак силы, а не слабости, за этим стремительным процессом можно и не уследить.
Использованные источники
Маранов Р.В. Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии. - Пермь, 2000.
Маранов Р.В. Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее. - М., 2000.
Шлыков В. Как это было в Америке // Отечественные записки. М., 2002. - № 8.
The European Bureau for Conscientious Objection Newsletter. 2003 – 2004.