будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
армия
Июнь 16, 2025
Страна
Вахнина Людмила

Не числом, а уменьем

В дискуссиях о модернизации нашей армии, характере призыва и праве на альтернативную гражданскую службу постоянно всплывают апелляции к международному опыту, порой не слишком грамотные.

Позволю себе не указывать источник нижеследующей цитаты, ибо славы автору она не принесет – правды в ней и половины не наберется: «Во Франции продолжительность альтернативной службы составляет 20 месяцев и вдвое превышает срок прохождения военной службы. Столько же гражданская служба длится в Литве, Эстонии, Молдове, Словакии и Украине (при том что во всех этих государствах основной срок военной службы составляет 12 месяцев). Самый короткий срок альтернативной службы в Австрии — один год, а обязательная военная служба длится все равно в два раза меньше, или полгода. Таким образом, в большинстве стран полагают, что обязательная военная служба должна компенсироваться более коротким, по сравнению с альтернативной службой, сроком. Иначе все ринутся в санитары».

Ошибок на эту тему предостаточно даже в самых почтенных и либеральных изданиях, не говоря уже о том, что в подобных историко-географических экскурсах позволяют себе наши генералы.

Как же обстоят дела в реальности?

Начнем с того, что во Франции и Испании - с 2001 года, в Словении - с 2003, в Нидерландах и Бельгии - с середины 90-х годов прошлого века, в Австралии, Великобритании и Ирландии - с его первых десятилетий нет обязательного призыва на военную службу, а, стало быть, и службы альтернативной. В 2004 году к этим странам присоединится Португалия (в которой служат и военную, и альтернативную службу 4 месяца), в 2005-м – Чехия, Венгрия и Италия, в 2006 -м – Словакия, в 2007-м - Латвия. Из 25 стран Европейского Союза 15 либо уже отменили призыв, либо сделают это в ближайшие годы.

США полностью отказались от призыва в 1975 году. План реформы с 1970 года разрабатывала комиссия из 15 человек, из них 13 не имели отношения к армии. Непростой была полемика с Пентагоном, и даже в обществе поначалу идея добровольной армии не была популярна. При этом с подготовкой к такому серьезнейшему шагу управились менее чем за 5 лет.

Так что, если говорить о большинстве развитых, в том числе в военном отношении, стран, то для них вопрос о соотношении сроков обязательной военной и альтернативной службы не актуален, поскольку ни той, ни другой нет или в ближайшее время не будет.

Особый случай – Германия. До последнего времени там не планировалось отменять призыв, и некоторые наши генералы, цепляясь за этот факт как за соломинку, находили основания тому, почему именно с Германии Россия должна брать пример. Между прочим, с этим согласны и многие антимилитаристы: для начала неплохо бы нам поучиться у Германии. Срок «альтернативки» там - 10 месяцев, а совсем скоро (в октябре) он будет уравнен с девятимесячным сроком военной службы: Европа борется с дискриминацией за убеждения! Уже к началу 90-х годов около трети немецких призывников составляли соискатели альтернативной службы, и 99% их заявлений удовлетворялись. Численность призыва сокращается, и все чаще молодые люди, не подававшие никаких заявлений, не служат в армии потому, что так много их там не нужно! Вы можете себе представить, чтобы наши генералы согласились на что-либо подобное?

Ведущие европейские страны, как и США, рассматривают отмену призыва как элемент модернизации вооруженных сил. Отставание от них Германии имеет, по российским понятиям, очень странную причину. Германские социальные службы “подсели на иглу альтернативки”. Члены правительства и благотворительные организации говорят ни много ни мало о надвигающейся катастрофе. Кто будет водить на прогулку обитателей домов престарелых, кто почитает им книжку? Но – после длительных дебатов и в Германии заговорили об отмене призыва к 2008 году как о решенном деле.

Среди членов Европейского Союза лишь четыре страны (Кипр, Словакия, Финляндия и Греция) имеют «альтернативку» примерно в 2 раза длительнее призывной службы. Совсем недавно эту группу покинула Латвия, присоединившись к тем, у кого это соотношение 3:2. В четырех странах ЕС (включая Германию) сроки обеих служб равные. Греция подвергается серьезному давлению со стороны европейских структур, в результате чего сократила срок армейской службы с 19-23 месяцев до 3-18 (для разных видов войск), срок альтернативной – с 38-46 до 30 мес. Финляндию тоже критикуют, хотя срок военной службы там 6 мес., а альтернативной - 13. Все равно - дискриминация.

Европа решительно движется в сторону демилитаризации. Не входящим в ЕС членам Совета Европы вежливо, но настойчиво напоминают о взятых при вступлении обязательствах. Именно по этой линии «достали» и нас, а недавно – и Армению, принявшую закон об альтернативной службе, такой же «драконовский», как Российский (срок от 36 до 42 месяцев). Подтягиваются к европейским стандартам неспокойные Балканы. В Хорватии в 2003 г. принят один из самых либеральных законов об альтернативной службе, срок ее - 8 месяцев, в этом же году в Македонии сроки обязательной службы снижены в 1,5 раза: военная длится 6 мес., альтернативная – 10 мес. В Сербии, где 5 лет назад альтернативной службы не было, сегодня право на нее закреплено в Конституции, разработан проект закона, «отказникам» дают возможность ждать его принятия. В Боснии альтернативная служба существует с 1996 года – по европейским меркам закон суров: 24 месяца – в 2 раза дольше военной службы. Таков он и в Болгарии, где в армии отмечены знакомые россиянам болезни: солдаты недоедают, над ними издеваются, их труд используют на работах, не имеющих отношения к службе. Однако, в этой стране активно обсуждается возможность отмены призыва.

До 2003 года такие же сроки службы были и в Румынии, сегодня военная служба там длится от 4 до 9 месяцев, альтернативная – 12.

Что касается наших собратьев по СНГ, то они разделились на весьма разнохарактерные группы. «Европейскую модель» представляют Украина (срок «альтернативки» снижен с 36 до 27 месяцев при 18-месячном призыве) и Молдова, чей закон признан самым либеральным в СНГ, несмотря на двойной по сравнению с военной службой срок, – 24 мес.

Здесь пора отметить, что степень либеральности альтернативной службы, разумеется, определяется не только ее сроком. Законодательство многих стран подвергается критике международных организаций за негражданский характер службы (фактически – военной нестроевой), за ограничения оснований для ее предоставления (например, семейными обстоятельствами) и т.п. С этой точки зрения законы об альтернативной службе Узбекистана и Кыргызстана некоторые эксперты относят к «азиатской модели» (Срок АГС 24 и 36 мес. соответственно при 18-месячном призыве). Беларусь и Азербайджан на уровне Конституций признают право на замену военной службы, в Грузии есть даже закон (срок 36 мес., в 2 раза больше военной), но на практике альтернативной службы в этих странах не существует. И, наконец, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан не признают права на нее ни в каком виде и сажают «отказников» в тюрьмы. Недавно эту группу покинула Армения. Не будем заострять внимание на том, к какой «модели» ее закон, вместе с российским, следует отнести. Отметим лишь, что после того, как Греция «дала слабину», по длительности сроков обоих видов обязательной службы мы разделяем сомнительную честь «европейского первенства» лишь с Кипром (26 мес. военная,. 42 – альтернативная).

О ситуации в других частях света сведения крайне скудны. Известно, что Египет, Израиль, Китай и Куба не признают альтернатив, имея трехгодичный срок службы по призыву. В Северной Корее безальтернативно служат от 3 до 10 лет. Альтернативной службы нет и в Южной Корее, нет ее и в Чили, а вот в Аргентине она появилась в 1994 году на волне возмущения убийством солдата дежурным офицером.

Впрочем, начав разговор с журналистских ошибок, я не могу ручаться за то, что и мои сведения не отстали от жизни: все новые страны осознают, что профессионализация армии, идущая рука об руку с демилитаризацией общества, – признак силы, а не слабости, за этим стремительным процессом можно и не уследить.

Использованные источники

Маранов Р.В. Альтернативная служба в странах СНГ и Балтии. - Пермь, 2000.

Маранов Р.В. Альтернативная гражданская служба: прошлое, настоящее, будущее. - М., 2000.

Шлыков В. Как это было в Америке // Отечественные записки. М., 2002. - № 8.

The European Bureau for Conscientious Objection Newsletter. 2003 – 2004.

Вахнина Людмила
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).