будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна
Тарасевич Григорий

Не дожидаясь Первомая

Не дожидаясь Первомая
wel1-1

За день до начала первомайских политшествий в Москве прошла акция под названием “Критическая масса”. Почти полтысячи велосипедистов выехали на улицы города под лозунгами: “Мы не блокируем дорожное движение - мы являемся частью движения!”, “Общие дороги – равные права”, “За развитие альтернативного транспорта”.

Заголовок пресс-релиза об этом мероприятии звучал интригующе: “В Москве начинается оранжевая революция. Велосипедная”. Сразу представлялось, как тысячи революционных велосипедистов, сверкая спицами и брякая звоночками, штурмуют Кремль и Администрацию Президента. Вызванный на подмогу ОМОН в панике разбегается, а часть милиционеров проникается сочувствием и пересаживается на велосипеды. Перепуганный президент просит политического убежища в какой-нибудь Белоруссии. Новая власть торжественно сбрасывает правительственные мерседесы в Москва-реку, объявляет велосипед национальным видом транспорта и устанавливает на Красной площади бронзовый памятник неизвестному велосипедисту…

В реальности все было гораздо спокойнее. “Критическая масса” - это акция велосипедистов, требующих уважения к своим правам на дорогах. По своему принципу это напоминает флэш-моб. Ни одна даже самая бдительная инструкция не запрещает велосипедисту ехать по улице. Двум велосипедистам – тоже. Тогда почему этого нельзя сделать нескольким сотням любителей двухколесного транспорта?

Как пишут сами организаторы, “Критическая масса” - это организованное совпадение, когда некоторое количество велосипедистов собирается вместе и едет по городу. Одинокий велосипедист очень уязвим и беззащитен в большом потоке металлических коробок, движущихся на большой скорости и извергающих из себя выхлопные газы. Ему сложно отстоять свои права перед натиском автомобилистов, даже если он движется по главной дороге. Катаясь же в группе, велосипедист получает гораздо большее удовольствие, потому что чувствует, что он в окружении друзей и в большей безопасности”. Так же как и у флэш-моба, у “Критической массы” нет формального руководителя. Люди как бы случайно решили поехать по одному и тому же маршруту.

Это принципиально несанкционированная акция. Люди просто выезжают на велосипедах и… продолжают ездить по улицам. Они не блокируют движение, а просто едут. Нужно признать, что московское ГИБДД реагировало на демонстрацию адекватно, то есть – никак. Может быть, потому, что с велосипедистов невозможно выцыганить взятку?

Так же спокойно реагировала и милиция. На месте сбора протестующих в течение почти часа не появилось ни одного стража порядка. И уж тем более не было стоящего в сторонке автобуса ОМОНа, традиционного для любых “неформальных” мероприятий. Наверное, компетентные органы просто не получили пресс-релиза, который попал к нам в редакцию. И соответственно приняли акцию протеста за спортивное мероприятие. А спорт наши власти любят. В отличие от протестов.

Вообще подобные демонстрации проходят по всему миру уже несколько лет. Рекорд массовости был побит в прошлом году в Берлине. Тогда 250 000 велосипедистов из нескольких стран мира проехали по 16 главным транспортным магистралям германской столицы под лозунгом “Уважайте велосипедистов!”.

Конечно, на акцию в Москве собралось гораздо меньше людей – около 500. Но и это довольно много, учитывая, что это неформальная общественная инициатива, а не директивный митинг “Единой России”. Велосипедная манифестация смотрелась внушительно – она заняла две полосы и растянулась больше, чем на километр. Молодые (хотя и не только) люди на разноцветных велосипедах всевозможных моделей мчались по Садовому кольцу, улыбаясь друг другу и выкрикивая жизнерадостные кличи. Все непрерывно свистели и звонили, дули в трубы, гудели в сирены. Они чувствовали себя победителями - пространство дороги захвачено.

Протестующих легко понять. Практически во всем мире велосипед воспринимается как полноценное средство транспорта. В авторитарном Китае и в демократических Нидерландах. В бедной Индии и в богатой Финляндии. У нас пока это экзотика. Москва может гордиться тем, что на сегодня – это, пожалуй, самый “антивелосипедный” город Европы, а, возможно, и всего мира. Количество велосипедов у москвичей – порядка 3 миллионов. То есть, не намного меньше, чем автомобилей. При этом в будний день на улицах один велосипедист приходится на примерно тысячу автомобилистов.

“Необходимо всего лишь создать пространство для передвижения велосипедов. И обеспечить возможность где-то оставлять велосипед (сделать велостоянки)”, - заявил “Полит.ру” один из организаторов “Критической массы”.

Действительно, вероятность найти велосипедную дорожку в Москве примерно такая же, как встретиться с гуляющим слоном (а, например, в Берлине “третья полоса” выделена примерно на половине улиц). Стойки для парковки велосипедов можно увидеть только на экране телевизора, когда идет фильм американского или европейского производства. Да и вечно спешащие столичные автомобилисты твердо уверены, что место велосипеда – где-нибудь на даче, а вовсе не на Тверской улице. Велосипедист в крупном российском городе фактически является “транспортным меньшинством”, которое угнетают, унижают и вообще пытаются добиться его вымирания.

Как и любое протестное движение меньшинства, “велосипедисты” рано или поздно начнут приобретать политический оттенок. В мире это уже не раз происходило. Например, в начале войны в Ираке “Критическая масса” блокировала движение автотранспорта на многих магистралях Сан-Франциско, устроив велосипедную демонстрацию под лозунгом “Велосипед - Да!, Бомба – Нет”.

В Москве среди участников акции были представители “Института коллективных действий”, который является своего рода координирующим центром всевозможных левых, альтернативных и социальных инициатив. Это своего рода российский филиал антиглобалистского движения (сами себя они предпочитают назвать не АНТИглобалистами, а АЛЬТЕРглобалистами). На вопрос “Полит.ру”, не боятся ли они проводить аналогии с оранжевой революцией один из них ответил кратко и уверенно: “Считаем что пора. Устали бояться”.

Правда, другой организатор акции о возможности связи с политикой отозвался более скептично: “Слова об "оранжевой революции" принадлежат какому-то одному участнику “Критической массы”, и это его личное мнение – уверяю вас, участники “критической массы” не обсуждали и не принимали такую формулировку. Критмасса неиерархична, в ней на самом деле нет организаторов – даже если кто-то считает себя таковым. Многие из участников акции будут удивлены и раздосадованы, если к ним начнут прилеплять ярлык “оранжевые” или какие-то другие. Многие приезжают туда потому, что хотят заявить городу о том, что в нём есть велосипедисты, и им тоже нужно пространство. Кто-то просто катается”.

Впрочем, такого участника простого катания от статуса “экстремиста” иногда отделяет лишь нескольких оборотов колеса.

Тарасевич Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).