«Это не та цифра, - сказали мне в Росстате. – Это не та сумма, на которую человек должен питаться месяц. Вы лучше попробуйте прожить на прожиточный минимум: 6 624 рубля в месяц, в который и заложена стоимость продовольствия».
Вот тут-то я и удивилась: то есть «минимальный продуктовый набор», о котором шла речь во всем «Росстатовском посте» - он минимален совсем не для того, что я думаю (для поддержания физического здоровья, как и сказано в определении продуктового набора)? И эта цифра мало того, что не имеет привязки к реальности, не имеет еще и привязки ни к потребительской корзине, ни к прожиточному минимуму, ни к социальной политике вообще?
В своих заметках о «Росстатовском посте» я часто оперирую следующими понятиями:
Чтобы не путать ни себя, ни читателей малознакомыми выражениями, для начала обратимся к более подробной расшифровке терминов.
В Федеральном законе о прожиточном минимуме в Российской Федерации даны следующие определения:
«потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы».
Согласно постановлению Минтруда и Госкомстата «Об утверждении методики исчисления величины прожиточного минимума»:
«Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации… разработана в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации"»
А вот что сказано в методологических объяснениях к стоимости минимального продуктового набора:
«Стоимость минимального набора продуктов питания определена на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста (приведен в Методических рекомендациях по определению потребительской корзины для основных социально-демогра-фических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999г. № 192). Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.
Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума, определяемого в субъектах Российской Федерации, что объясняется различием методологических подходов при их формировании. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации используются единые (установленные в целом по Российской Федерации) минимальные объемы потребления, в то время как при расчете величины прожиточного минимума - объемы, сформированные на основе зонирования субъектов Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания».
Таким образом, мы имеем следующую структуру определений:
Прожиточный минимум определяется из потребительской корзины. При составлении потребительской корзины используются методические рекомендации по определению потребительской корзины от 1999 года
Минимальный продуктовый набор также определяется исходя из тех же методических рекомендаций от 1999 года
Стоимость минимального продуктового набора не равна расчетной стоимости минимально необходимого набора продуктов питания, заложенной в прожиточный минимум, так как вторая цифра рассчитывается исходя из региональных особенностей – условно говоря, в Мурманске в продуктовом наборе будет больше рыбы, на Кавказе больше баранины и т.д.
«То, что считают по минимальному набору, этот показатель нужен исключительно для того, чтобы охарактеризовать дифференциацию уровня цен в регионах. Оценить, где жизнь более дорогая, а где менее. А если вы посмотрите на стоимость продуктовой корзины прожиточного минимума по Москве, она будет отличаться. Это не та цифра, которая идет в расчет. А стоимости продуктового набора, заложенной в прожиточном минимуме, вы отдельно не найдете», - объяснила мне начальник отдела Статистики социального неравенства и бедности Росстата Юлия Сорокина.
Дальше - интересно, а сколько же тогда составляет в Москве именно та величина, которую мы ищем и насколько она отличается от стоимости «минимального продуктового набора». Но на вопрос, сколько эта величина может составлять, например, в процентном отношении от прожиточного минимума, Сорокина также не ответила: «Отдельные составные элементы не представляют интереса, интересен только общий конечный результат».
Однако на сайте Росстата довольно легко найти «структуру прожиточного минимума», описанную в отчете за III квартал 2007 года. Согласно этому отчету, трудоспособное население тратит около 38% от прожиточного минимум на продукты питания. Учитывая то, что Росстат ежеквартально публикует отчет о снижении доли расходов на продовольствие в прожиточном минимуме, можно брать цифру 35%
6 624*0.35 =2 318,4, что на 136 рублей 70 копеек отличается от стоимости минимального продуктового набора.
«То, что называется «минимальный продуктовым набором» не совпадает буквально с тем, что заложено в прожиточном минимуме, но довольно близко, - отмечает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. - В целом это тоже характеризует довольно низкий уровень потребления: если потребление ниже этого продуктового набора, это уже бедность».
Кто и когда придумал, что необходимо съедать 37 кг мяса и носить 5 пар чулочно-носочных изделий в год?
«Потребительская корзина прожиточного минимума была разработана в 1992 году, не в советское время. В советское время самая маленькая корзина по объему, обсчитанная в деньгах, называлась «минимальный потребительский бюджет, - рассказал Евгений Гонтмахер. - И минимальный потребительский бюджет как черта бедности был утвержден еще Горбачевым в 1991 году. Корзина минимального потребительского бюджета примерно в два раза больше, чем корзина прожиточного минимума. Но когда в январе 1992 года был скачок цен и резко упали доходы населения, возникла необходимость из большого числа бедных в стране выделить самых-самых бедных, чтобы не размазывать по всем слоям те небольшие деньги, которые были у государства, а «раздать» самым нищим.
Весной 1992 года была разработана потребительская корзина именно для прожиточного (физиологического) минимума. В натуральном выражении в ней были определены только продукты питания, а все остальное было досчитано в процентах: например, считалось, что доля расходов на непродовольственные товары в потребительской корзине составляет 30%».
Корзина-1992 просуществовала несколько лет. В 1999 году ее немного откорректировали, процентов на 10% увеличив продуктовую часть и расшифровав непродовольственные товары и услуги.
«Так, как у нас, чтобы определялся натуральный набор по непродовольственным товарам и услугам, практически нигде в мире больше нет, разве только в Белоруссии, - рассказала Юлия Сорокина. - Этот метод считается не очень удачным, поскольку он всегда порождает очень много споров по составу набора, что туда можно включить. Если по продуктам еще можно договориться, то по «непродуктам» уже очень сложно».
По закону, потребительская корзина устанавливается один раз в пять лет. В 1999 году были разработаны методические рекомендации для определения потребительской корзины, из которых как раз и можно узнать, как переводятся крупы и бобовые в муку, что считается мясопродуктами, и куда относится птица. А я волновалась, что такое «в пересчете на молоко».
Пример расчета объема потребления хлебных продуктов (в пересчете на муку), включаемых в потребительскую корзину для пенсионеров
Объем потребления хлебных продуктов в минимальном наборе продуктов питания для пенсионеров
Наименование продуктов | Количество, кг в год | Коэффициент пересчета сырье в (муку) |
Бобовые | 3,7 | 1 |
Мука пшеничная | 2,5 | 1 |
Рис | 2,9 | 1 |
Другие крупы (кроме риса) | 4 | 1 |
Хлеб пшеничный | 55 | 0,734 |
Хлеб ржаной | 55 | 0,676 |
Макаронные изделия | 6 | 0,977 |
Объем потребления хлебных продуктов, включаемых в потребительскую корзину для пенсионеров, составит:
3,7 х 1 + 25 х 1 + 2,9 х 1 + 4 х 1 + 55 х 0,734 + 55 х 0,676 + 6 х 0,977 = 119 кг.
Новая потребительская корзина должна была быть принята в 2004 году, но бурные споры вокруг количества тюбетеек и необходимого количества продуктов продлились до 2006 года, не внеся, в результате, существенных изменений в состав корзины. В корзине-2006 стало чуть больше мяса (37 кг против 32кг в год, т.е. на 100 грамм в неделю больше), молока, рыбы и фруктов (23 против 14 кг в год), и чуть меньше хлеба, картофеля и круп. Эти нормы подвергались неоднократной критике как недостаточные для поддержания здоровья, а пригодные лишь для минимального выживания.
Каков смысл попытки прожить на прожиточный минимум, или пропитаться на продовольственный минимум? Что это за инструмент «потребительская корзина» и как он используется?
«Оценка стоимости потребительской корзины - это оценка черты бедности, - отметил Гонтмахер. - Регионы имеют право корректировать корзину исходя из национальных особенностей. В результате получается какая-то сумма, которая сопоставляется с доходами у людей. И получается, что 15% населения обладает доходами ниже прожиточного минимума, т.е. у них нет денег, даже чтобы купить эту минимальную корзину».
По словам Юлии Сорокиной, определение потребительской корзины и прожиточного минимума «должно работать как инструмент социальных нормативов - это определено законодательно. Но сейчас как этот инструмент оно не работает. Вы видели наш минимальный размер оплаты труда в Москве (6100 рублей), и если вы сравните его с величиной прожиточного минимума (6 624 рубля), вы заметите, что МРОТ меньше прожиточного минимума». Хотя В Трудовом кодексе РФ сказано, что «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения» (статья 133 ТК РФ).
А вот сводная таблица по III кварталу 2007 года о соотношении основных социальных гарантий с прожиточным минимумом:
Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума:
III квартал 2007г. | Справочно: | ||
II квартал 2007г. | III квартал 2006г. | ||
Минимальный размер оплаты труда | |||
рублей в месяц | 2300 | 1100 | 1100 |
в % к величине прожиточного минимума | 54,8 | 26,7 | 29,7 |
Размер базовой части трудовой пенсии: | |||
рублей в месяц | 1113 | 1113 | 1035 |
в % к величине прожиточного минимума | 36,1 | 36,7 | 37,8 |
по инвалидности (III степени) | |||
рублей в месяц | 2225 | 2225 | 2070 |
в % к величине прожиточного минимума | 72,1 | 73,4 | 75,7 |
Минимальный размер стипендии студентам | |||
рублей в месяц | 900 | 600 | 600 |
в % к величине прожиточного минимума | 21,4 | 14,6 | 16,2 |
учреждений среднего специального и начального | |||
рублей в месяц | 315 | 210 | 210 |
в % к величине прожиточного минимума | 7,5 | 5,1 | 5,7 |
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу | |||
рублей в месяц | - | - | 700 |
в % к величине прожиточного минимума | - | - | 21,3 |
по уходу за первым ребенком | |||
рублей в месяц | 1500 | 1500 | - |
в % к величине прожиточного минимума | 40,5 | 41,1 | - |
по уходу за вторым и последующими детьми | |||
рублей в месяц | 3000 | 3000 | - |
в % к величине прожиточного минимума | 81,0 | 82,3 | - |
Эксперимент уже в промежуточной стадии дает основания для вывода:
1. Сумма, рассчитанная как достаточная для поддержания физического здоровья, несколько меньше реально необходимой.
Изучение законодательства о потребительской корзине и определения «минимального продуктового набора» показывает:
2. Сумма, называемая «минимальная продуктовый набор», не равна абсолютно, но близка к минимальной величине затрат на продовольствие, заложенной в бюджет прожиточного минимума, т.е. и прожиточный минимум в целом получается меньше реально необходимого.
Сравнение средних социальных выплат с прожиточным минимумом дает:
3. Величина социальных гарантий существенно ниже официально определенной величины прожиточного минимума, который ниже реально необходимой суммы.
Росстатовский пост: