2 июня легендарному космодрому Байконур (5-му государственному инженерному испытательному полигону Минобороны) исполняется 50 лет. Космодром расположен в Кзыл-Ординской области Казахстана. Имеет несколько стартовых комплексов, технических позиций и измерительных пунктов. Байконур – один из крупнейших космодромов мира. Позиционно его район раскинулся на 85 км с севера на юг, и на 125 км с запада на восток. Помимо того, к космодрому относятся 22 района падения отработавших ступеней ракет. С Байконура запущен первый в истории искусственный спутник Земли (1957) и первый космический корабль с человеком на борту (1961). С Байконура стартовали космические корабли "Восток", "Восход", "Союз" и орбитальные станции "Салют", "Мир", ракетно-космическая система "Энергия" - "Буран", многие искусственные спутники Земли и межпланетные космические аппараты.
Строить в Казахстане
В начале 1950-х годов в Советском Союзе была создана новая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Иными словами, супер-носитель (до 8000 км) для доставки водородной бомбы и в перспективе – прототип для пилотируемых космических полетов. Полигон Капустин Яр, расположенный на левом берегу Волги недалеко от Волгограда, был слишком “тесен” для испытаний громадной космической махины. Вновь встал вопрос о выборе обширного малонаселенного района, земли которого мало использовались в сельскохозяйственном производстве и вблизи которого, существовала какая-нибудь транспортная инфраструктура. Такой район нашли в Казахстане к востоку от Аральского моря. Это была полупустыня, так называемая Голодная степь. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом.
12 февраля 1955 года было принято Постановление Совета Министров СССР о создании нового полигона для лётно-конструкторских испытаний и запуска искусственных спутников Земли. Начальником полигона был назначен генерал-лейтенант артиллерии Нестеренко А.И., начальником штаба полковник Буцкий А.С. Первым главным инженером космодрома стал подполковник А.П. Метелкин, заместителем по опытно-испытательским работам - подполковник А.И.Носов, заместителем по научно-исследовательской работе - подполковник А.А.Васильев. Вообще же в “ядро” управления вошли около 50 офицеров, имевших опыт работы на полигоне Капустин Яр.
В июне 1955 года Директивой Генштаба была утверждена оргштатная структура полигона. 3 августа 1960 года приказом Министра обороны СССР № 00105 день 2 июня 1955 года был определен как День основания полигона. Его празднуют не только военные, но и гражданские специалисты, отдавшие космодрому свой талант и энергию. Уже в конце 1955 года космодром был сформирован из 20 частей и отдельных подразделений общей численностью 1900 военных и 664 вольнонаемных служащих и рабочих. Численность же стройбатовцев доходила до 20 тысяч.
Примечательно, что перед одним из заседаний политбюро, на котором обсуждалось место будущего полигона, маршал артиллерии М.И. Неделин провел в Военно-инженерной академии имени Ф.Э.Дзержинского секретное совещание, на котором рассказал о результатах поисков и объяснил все преимущества и недостатки выбранного места. Наряду с Казахстаном рассматривался вариант у Полярного круга -Марийские лесные вырубки – и берег Каспия, неподалеку от Махачкалы. Главный конструктор Сергей Королев, а его слово было определяющим, настаивал на третьем варианте – правом берегу Сырдарьи.
В зале сидели министры оборонных отраслей, главные конструкторы и военные. Здесь же был и начальник Главного управления специального строительства Министерства обороны генерал-лейтенант М.Г. Григоренко. Он знал, что за строительство отвечать будет он, слушал Неделина очень внимательно, и чем больше слушал, тем большая озабоченность угадывалась на его лице. Место, конечно, выбрали удачно: пустыня, никакие угодья не страдают, население редкое, есть железная дорога и простор – расширяйся в любую сторону, – все было замечательно. Но только не для строителей! Пустыня, она и есть пустыня: ни дорог, ни коммуникаций, ни электроэнергии, начинать надо с полного нуля. Доклад на заседании политбюро делал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, который был солидарен с Королевым. Он с присущей ему твердостью убедил всех, что строить надо именно в Казахстане.
Первый отряд военных строителей во главе с лейтенантом Игорем Денежкиным прибыл на станцию Тюра-Там 12 января 1955 года. Две с половиной тысячи километров от Москвы, тысяча – от Ташкента. Одноэтажное здание небольшого вокзала. Невысокая водонапорная башня. Два двухэтажных домика для железнодорожников, несколько мазанок и юрт. Направо и налево убегают рельсы, и во все стороны – бескрайняя пустыня. Пассажирские поезда, за редким исключением, проносятся без остановки.
Разъезд Тюра-Там появлением своим на свет в 1901 году был обязан паровозам: здесь они останавливались, чтобы “напиться” воды. В те годы была сооружена насосная станция с дизелем, отполированные медные части которого, горящие жарким самоварным блеском, поразили первых строителей полигона: старая машина вполне могла бы занять достойное место где-нибудь в зале Политехнического музея, но она исправно работала уже шестой десяток лет. С 1913 года здесь, сменяя друг друга, постоянно жили русские железнодорожные механики. Они были великолепными хозяевами, сумевшими в этих солончаках содержать и коров, и свиней, и овец, а уж кур или уток вовсе никто никогда не считал. Часа на 2 – 3 в день они запускали свою идеально чистую насосную, а остальное время хозяйствовали, вытаскивали из бочажков плененную коротким весенним паводком рыбу и стреляли сайгаков. К 1954 году – последнему году патриархального быта Тюра-Тама – разъезд этот мало отличался от “Буранного полустанка” Чингиза Айтматова. Два дома железнодорожников и три десятка мазанок и стали первым приютом для строителей нового полигона.
“Гагаринский старт”
Здесь начиналась новая, космическая, страница. А именно – начиналось строительство "Полигона №5" Министерства обороны СССР. Полигон создавался с невероятной быстротой. Достаточно сказать, что только для создания канала, отводящего пламя во время старта Р-7, потребовалось вынуть один миллион кубометров грунта. Резко континентальный климат: жаркое лето и холодная зима - усиливал все трудности. Военные строители жили и работали в тяжелейших условиях. Руководил строительством опытный военный строитель полковник, а затем генерал-полковник Георгий Шубников, создатель Трептов-парка в Берлине (умер от инсульта 31 июля 1965 года).
О напряженных темпах этого строительства говорит уже тот факт, что акт специальной комиссии, которая приняла первый стартовый комплекс полигона, был подписан 5 мая 1957 года, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе. Именно эта боевая межконтинентальная ракета впоследствии на долгие годы стала мирной ракетой-носителем, которая во многом обеспечила успех мировой космонавтики - запуск первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года, первый полёт человека - советского гражданина Ю.А.Гагарина - в космическом пространстве вокруг Земли 12 апреля 1961 года, запуски первых межпланетных станций и многое другое, составившее славу советской и мировой космонавтики. Отмечу, что "Площадки №2", впоследствии названная "Гагаринским стартом", была возведена всего за полтора года.
Выступая в 1961 году, вскоре после триумфа Юрия Гагарина на собрании строителей Байконура, С.П.Королев сказал: "Я был уверен, что военные строители не подведут. Но я не предполагал, что в такой короткий срок они смогут построить так много и так хорошо. Большое спасибо Вам, дорогие товарищи!" В этих словах - заслуженная оценка труда строителей и тех, кто принимал в эксплуатацию сооружения полигона.
Но главная тяжесть после завершения строительства основных сооружений полигона легла на военных и гражданских специалистов, испытателей ракетно-космической техники. Многие из них проработали на Байконуре долгие годы, другие бывали здесь в частых и длительных командировках, третьи эпизодически участвовали в работе многочисленных комиссий и технических групп, а все вместе делали одно большое общее дело, называемое "практической космонавтикой".
Впоследствии кроме испытаний ракеты Р-7 на полигоне начались испытания и других типов ракет С.П. Королева – межконтинентальной ракеты (МКР) Р-9, лунного носителя Н1, а также ракет, созданных в других КБ и с другими параметрами: межконтинентальных боевых ракет М.К. Янгеля, тяжёлого носителя "Протон" В.Н. Челомея, его же боевых МКР шахтного базирования, многоразовой космической транспортной системы "Энергия-Буран" и др. Были построены наземные и шахтные стартовые комплексы для проведения пусков ракет различных типов и конструкций, расширялись возможности испытательной базы.
Сегодня космодромом производится в среднем около 50% всех запусков космических аппаратов России, а по суммарной массе выводимых полезных нагрузок - более 80%, в том числе 100% запусков на геостационарную орбиту.
В разные годы начальниками полигона были: К.В.Герчик, А.Г.Захаров, А.А.Курушин, В.И.Фадеев, Ю.Н.Сергунин, Ю.А.Жуков, А.Л.Крыжко, А.А.Шумилин.
Сейчас на космодроме 9 стартовых комплексов с 14 пусковыми установками для предстартовой подготовки и запуска ракет в космос, 34 технических комплекса для сборки, испытаний и подготовки к пуску ракет, 3 заправочных станции, ТЭЦ, крупнейший в мире завод по производству криогенных продуктов, крупные узлы связи и т.д. Имеются два аэродрома - аэропорт 1-го класса "Крайний", пригодный для всех типов современных самолетов и внеклассный аэродром для программы "Энергия-Буран", 1200 км шоссейных дорог и более 500 км железных дорог. Всего с космодрома Байконур было запущено свыше двух тысяч баллистических ракет и свыше тысячи ракет отправлено в космос.
Вначале "Полигон №5" был организацией сугубо военной. Его строили военные и они же должны были на нем работать. Но уже во второй половине 1950-х годов он превратился в космодром под странным названием "Байконур".
Действительно, в 350 км от станции Тюра-Там, на северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее "космодром" на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, "чтоб никто не догадался", этот настоящий космодром имел кодовое название "Тайга". А жилой город получил вполне официальное название Ленинск (основан 5 мая 1955 года). Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.
Для немногочисленных жителей Тюра-Тама город Ленинск был закрыт. В период расцвета космических программ его население, включая военнослужащих, достигало 150 тысяч человек. Большая часть жилья в городе являет собой "хрущевки", не приспособленные для летней жары и зимних холодов. Водопроводные и канализационные сети, рассчитанные и построенные на 15 тысяч жителей, были не в состоянии удовлетворить городское население. Пробиться в город к заповедным прилавкам магазинов окрестным жителям было невозможно. Но из Ленинска все же выносили “дефицит” и продавали его в Тюра-Таме, и тот расцвел на перепродаже товаров в другие районы бедного советского Казахстана.
В 1960-е годы Ленинск активно озеленяли. Но системы полива и, что особенно важно, системы дренажа не создали. Поэтому, когда корни деревьев достигли засоленного слоя грунта, деревья умерли. И в конце 70-х годов некоторые улицы города и "Солдатский" парк превратились в унылые пустыри. Однако часть уличных насаждений удалось сохранить или возобновить, благодаря вниманию городских властей и жителей. В "Солдатском" парке, где исчезли все деревья, стоит памятник 54 солдатам и офицерам, погибшим 24 октября 1960 года и памятник 6 офицерам и солдатам, погибшим в ноябре 1963 года. Есть памятники и другим жертвам.
В 80-е годы Ленинск открыли для работы казахскому населению из Тюра-Тама, и город стал подвергаться нашествиям вандалов и грабителей. Довершила разгром Ленинска передача его в 1989 году местным казахстанским властям. Город превратился в “кладбище мертвых деревьев и интернациональный бандитский заповедник”. С середины 1990 года в Ленинск стали приезжать представители национальных "фронтов" союзных республик. Они начали убеждать солдат бежать на "свою родину". Апогея это движение достигло в феврале 1992 года, когда началось массовое бегство солдат из Казахстана, которые составляли большинство солдатской массы космодрома. Убегая, они сжигали казармы и штабы своих частей. Сейчас на космодроме, который Россия арендует у Казахстана за 115 млн. долларов в год, служат офицеры из России, а солдаты - граждане многонационального Казахстана - казахи, русские, украинцы, чеченцы, немцы. Грабежи на улицах и драки между солдатами по национальному признаку сохранились и по сей день.
От “семерки” до “Бурана”
"Центр" космодрома находится в 30 км севернее Ленинска. Именно здесь расположена та самая "Площадка №2". Котлован под стартовый комплекс "Гагаринского старта" имел размеры 250х100 метров и глубину 45 метров. Там был выполнен гигантский по тем временам объем работ по бетонированию сложных стен, опорных конструкций и газоходов, прокладке различных коммуникаций. Боевой и космический Байконур начинался отсюда.
Приведу лишь несколько эпизодов, мало известных широкой общественности.
В декабре 1956 года здесь прошли испытания макета межконтинентальной баллистической ракеты "Р-7" КБ С.П.Королева. А 15 мая 1957 года в 19.00 молоденький лейтенант Боря Чекунов нажал кнопку, и первая настоящая ракета ушла со старта "Площадки №2". Однако успешным был лишь четвертый пуск, осуществленный 21 августа 1957 года. Совершенно секретные сведения с абсолютно секретного полигона "Тайга" незамедлительно поступили в печать стран НАТО, которые подняли шум по поводу наличия в СССР межконтинентальных баллистических ракет. Всего прошло 25 испытаний "Р-7", из которых 11 закончились авариями. При последнем запуске взорвалась тротиловая головная часть, имитировавшая ядерный заряд. Испытания после этого прекратили, но ракету приняли на вооружение. Эту ракету в течение 20 лет возили на парады, и она же была той "кузькиной матерью", которая могла донести до Америки ядерный заряд. Именно ею, по словам министра обороны Р.Малиновского, и угрожал Хрущев американцам достать их в любой точке США.
4 октября 1957 года тот же Борис Чекунов, оператор центрального пульта, повернул стартовый ключ, и в небо ушел первый искусственный спутник Земли. Официальное название запущенного в космос изделия - "Простейший спутник" или сокращенно "ПС".
Можно себе представить, как первые космонавты чутко ждали, когда по команде "пуск" Борис Чекунов отправит их в неведомый космос. Отрывали их от земли модификации боевой "семерки" (РД-107) - высота 39,3 м, максимальный поперечный размер 10,3 м (постановление о создании этой ракеты было принято 20 мая 1954 г.). Эта ракетная система использовалась 39 (!) лет, начиная с 1957 года, в 16-ти модификациях, для запуска 45 типов космических аппаратов различного назначения.
"Площадки №2", а затем и “31-я площадка”, были построены по проекту КБ академика В.П.Бармина. Первоначально они предназначались на 25 пусков. Но в результате нескольких реконструкций они выдержали уже более 500 запусков. Конечно, были на этих стартах взрывы ракет и пожары, выгорали целые этажи и гибли люди. Но каждый раз они неизменно восставали из пепла. С "двойки" "поехали" в космос более 70 советских и около 20 иностранных космонавтов.
В 1970 году на "Гагаринском старте" начали испытывать спасательные системы. В 1975 году перед началом программы "Союз-Апполон" на старте начался пожар, во время которого выгорели все электрические кабели. Едва завершился капитальный ремонт старта, как его стали готовить к приезду президента Франции Ж.Помпиду на показательный пуск ракеты. Готовилось одновременно два пуска. Один на "Гагаринском старте" (запасной) и основной - на 31-й площадке. Сутки простояла на "Гагаринском старте" заранее подготовленная ракета в шубе из инея. Ракета дышала - из нее испарялся через дренажно-предохранительные клапаны жидкий кислород по 400 килограммов в час. За 5 часов до старта загазованность кислородом в районе ракеты достигла 70% (в обычном воздухе - 21%). Солдаты из стартового расчета начали забавляться - зажигать нитки, пропитанные парами кислорода. Нитки горели, разбрасывая искры, как бенгальские огни. Но вот вспыхнула на солдате гимнастерка, пропитанная парами кислорода не меньше, чем отдельные нитки. Товарищи бросились тушить - и враз запылало шесть человеческих факелов. А пожар разгорался все сильнее, и пламя подбиралось к ракете. Руководитель старта, теперь уже подполковник, Б.Чекунов принял решение срочно дозаправить ракету и немедленно ее запустить. К счастью, ракета "успела" убежать от пожара, и десятки жизней были спасены.
На Байконуре готовились и к полету на Луну. В июне 1969 года на старте была установлена 110-метровая конусообразная ракета грузоподъемностью 92 тонны. Ничто, позже созданное в ракетостроении, не достигало этих размеров. В трех конусах ракеты находилось шесть сферических топливных баков с последовательно уменьшавшимися к верхней ступени диаметрами (остатки этих баков до сих пор используются на космодроме как навесы на стоянках машин, складские помещения и т.д.) Пуск состоялся вскоре после полуночи. Вырвавшееся из ракеты пламя и сухой рев 30 двигателей первой ступени взорвали ночную тишину. Огненный домкрат, воя от натуги, медленно выжимал гигантское чудище в небо. И вдруг ракета превратилась в огненный шар, над которым поднялся темно-багровый гриб, как после ядерного взрыва. Людских жертв, к счастью, не было - все находились в надежных укрытиях. Но взрывная волна разрушила прилегающие к старту здания и сооружения. Осколки ракеты разлетелись на 40 км. Суматоху бегства людей из укрытий не может передать ни один фильм ужасов и катастроф. Утром открылась картина разрушений "ядерного" взрыва и тысяч тушек погибших птиц и зверьков, непонятно как оказавшихся в районе взрыва.
27 июня 1971 года состоялся третий пуск. Ракета поднялась метров на 500 и, вдруг развернувшись, пролетела над "Гагаринским стартом". Истошно ревущая громадина извивалась в полете, как ивовый прут, и взорвалась со стороны правого фланга космодрома.
Последний (четвертый) пуск состоялся в морозный день 23 ноября 1972 года около 12 часов дня. Ракета хорошо ушла со старта и 106 секунд летела по заданной программе. На 107-й секунде, в момент отделения первой ступени, вторая ступень загорелась. Баснословно дорогая программа "Н-1" была закрыта. Стало ясно, что состязаться с американцами в запуске человека на Луну СССР не под силу.
Через 2 года на космодроме начались работы по новой программе, которая должна была позволить догнать американцев в несколько иной области. Со старта "Н-1" демонтировали тысячи тонн металлоконструкций. Сотни вагонов везли металлолом на металлургические заводы. Теперь в центре космодрома, рядом с "двойкой", расположился комплекс Универсальной ракетно-космической системы "Энергия-Буран. Стартовый вес "Энергии" с "Бураном" был свыше 2 тысяч тонн. Четыре 4-камерных боковых двигателя первой ступени работали на кислородно-керосиновом топливе и имели на старте тягу 750 тонн каждый, двигатели второй ступени работали на кислородно-водородном топливе. Вторая ступень имела длину 60 м и тягу 600 тонн у Земли и 200 тонн в космосе. Суммарная тяга на земле всех двигателей - 3600 тонн. Первые испытания на стенде оканчивались взрывами. Потом были успешные испытания и пуски.
До 2050 года
Альтернативы Байконуру пока нет. Все, что летает в ближнем космосе (до высоты 1000 км), то есть легкие аппараты, запускается с космодрома Плесецк. Более громоздкие аппараты связи, предупреждения о ракетном нападении, разведки требуют для вывода на орбиту большой энергии. Носитель типа “Союз” с Плесецка их на орбиту просто не вытащит. Как только появится новый носитель тяжелого класса “Ангара”, появится и возможность запускать те же аппараты с Плесецка. Но все равно запуски с Байконура останутся более дешевыми -- чем ближе к экватору, тем меньше требуется топлива, чтобы вывести на орбиту килограмм полезной нагрузки. Строительство нового космодрома на Дальнем Востоке требует около 15 млрд. руб. Но полемика вокруг него не привела пока даже к формированию федеральной целевой программы, финансируемой отдельной строкой бюджета. Хотя есть целый ряд поручений президента и правительства по этой проблеме, Минфин предлагает изыскивать средства в Минобороны и “Роскосмосе”. Пока нет конкретных проектов строительства космодрома и в Австралии, хотя местное руководство готово выделить немалые средства для его сооружения в основном в коммерческих целях.
На Байконуре есть шахтные пусковые установки для баллистических ракет -- “Воеводы”, “Стилета”, которые сегодня еще находятся на боевом дежурстве. У многих сроки эксплуатации превышают гарантийные. Чтобы подтвердить их боеготовность, на космодроме регулярно проводятся пуски. Космодром поддерживает и состояние орбитальной группировки, которая обеспечивает политическое и военное руководство разведывательной информацией и связью. А без навигационного и картографического обеспечения новый класс оружия – высокоточного – просто бессмыслен. “Кому нужна ракета, попадающая в форточку, если неизвестно, где эта форточка находится?” – риторически спрашивает командующий Космическим войсками генерал-полковник Владимир Поповкин. Поэтому в прошлом году начато испытание нового комплекса разведки, в этом начнутся испытания нового комплекса связи. Восстанавливается группировка глобальной навигационной системы ГЛОНАСС – сегодня в ней полтора десятка спутников.
Осуществляют на Байконуре и коммерческие запуски. Вообще Байконур идет в ногу со временем. Вполне возможно, сказал в интервью корреспонденту газеты “Время новостей” начальник космодрома генерал-лейтенант Леонид Баранов, что скоро Байконур станет принимать у себя туристов, пожелавших за умеренную плату понаблюдать за стартом космического корабля, пройтись по территории и объектам уникального хозяйства. Прорабатывается несколько таких ознакомительных маршрутов.
Чем точно не будет заниматься Байконур, так это выводом в космос ядерного оружия. По словам командующего Космическими войсками, все дело в том, что с ядерными боеприпасами в космосе “могут быть самые непредсказуемые ситуации”, мир может оказаться на грани войны по не зависящим от человечества причинам – из-за метеорных потоков, солнечных вспышек и так далее. Не собирается Россия запускать и средства борьбы с астероидами, на чем настаивают некоторые ученые умы, – это сказочно дорого и вряд ли пригодится.
Развал Советского Союза превратил главную стартовую ракетную площадку СССР в собственность Республики Казахстан, что формально объяснимо, поскольку земля, на которой расположен космодром, всегда принадлежала казахам, которые, однако, забыли, что все многомиллиардные сооружения космодрома на голом месте возводились за счет бюджета всего Советского Союза и Казахстан принимал в этом строительстве несравнимо меньшее участие, чем Россия.
В соответствии с Договором аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (подписан 20.12.1994), одобрен Советом Федерации РФ 07.10.1994) использование комплекса осуществляется. В 2004 году Россия и Казахстан достигли договоренности о продлении срока аренды до 2050 года.
Общая координация работ, проводимых на космодроме, возложена на Министерство обороны РФ (Военно-космические силы). Обеспечение содержания и эксплуатации объектов космодрома, использующихся для реализации российских военно-космических программ, осуществляет МО РФ (ВКС), для реализации Федеральной космической программы России - Российское космическое агентство.
31 мая, накануне 50-летнего юбилея, с космодрома Байконур была запущена ракета-носитель среднего класса "Союз" с космическим аппаратом "Фотон", предназначенным для проведения научных и технологических экспериментов в условиях микрогравитации.
Примечание: Схему космодрома и другие фотоиллюстрации можно найти на сайте http://www.astrolab.ru/cgi-bin/galery2.cgi?id=30