«Общественное телевидение России», должно было, согласно плану, начать работу 17 января. В назначенный день этого не случилось и по прошествии недели генеральный директор Анатолий Лысенко наконец-то открылся СМИ и сообщил, что теперь начало вещания переносится на 19 мая, а первый срок был предварительным. Он также подтвердил слухи о финансовых проблемах, мешающих началу проекта. По его словам, выделенных 1,5 миллиарда рублей (на 2012-214 годы заложено обеспечение из бюджета РФ 4,5 млрд. рублей) недостаточно, и он ожидал сумму в полтора раза большую.
Очевидно, с поступлением и этих денег у нового общественного телеканала возникли трудности, иначе вряд ли сроки, названные в прошлом году, получили бы определение «ориентировочные».
Странное положение ОТР не проясняет даже бодрое заявление замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, что сигнал ОТР уже сейчас способен распространяться по всем возможным сетям. Мочь-то он может, но где сигнал?
Но самым, пожалуй, странным в этой истории выглядит положение, в котором оказался главный орган ОТР – общественный совет. Тот самый общественный совет, в который вошли «известные общественные и культурные деятели страны», отобранные лично президентом.
Отборные деятели, с которыми удалось связаться «Полит.ру» в течение последних дней, не смогли сказать ничего определенного о подготовке канала к вещанию. Те крохи информации, которыми все же располагают пастыри «самого народного ТВ», не вызывают доверия даже у них самих.
Так член общественного совета ОТР, известный писатель Александр Проханов до сих пор не имел ни одной рабочей встречи с генеральным директором. «Я только однажды был на общем собрании. Это была достаточно формальная встреча. Мы там выбрали председателя нашего совета Олега Табакова, обменялись улыбками и на этом все закончилось», - сообщил писатель, пояснив, что более никакой информации о будущей работе или состоянии проекта он не получал.
«Все как-то очень невнятно», - признал Проханов, но выразил надежду в перемене ситуации: личная консультация с Лысенко ему все же назначена – неделю спустя после официального срока начала работы. «Я слышал что не хватает не денег, ни ресурсов», - поделился, чем смог член общественного совета ОТР. – «Ну тут лишь бы не отменили весь проект».
Примерно в той же степени информирован и другой член совета, глава ФОМ Александр Ослон. Он также с момента официального объявления о запуске проекта летом прошлого года не получал от руководителя ОТР вообще никакой информации по теме предстоящей работы. «Информации не имею никакой, в работе не задействован никак», - лаконично описал свое положение социолог. – «Ничего не знаю, также как и вы – любопытствую».
Впрочем и этот член общественного совета кое-что слышал. «Слышал, что вещание начнется в мае», - закончил Ослон.
Ничуть не более осведомлен оказался известный телеведущий Владимир Соловьев. Он ответил корреспонденту «Полит.ру» в твиттере: «Так пока мне сказать нечего)) может завтра встречусь с их руководством и тогда появится хоть какая-то конкретика».
Казалось бы, дальше некуда, но телеведущий и писатель Сергей Минаев оказался в еще худшем положении. Он даже не знал, что вообще входит в совет ОТР: «Меня никогда туда не приглашали, я нигде не был».
Не смог поделиться никакой конкретикой относительно своей работы и самый словоохотливый собеседник «Полит.ру» из числа членов совета - военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец.
«Мы встречаемся раз в три месяца. Нам обрисовали картину, мы сделали свои предложения по поводу концепции ОТР и послали их нашему руководителю. Сейчас это все переваривается и выстраивается в единую концепцию», - заявил он, пояснив, что перед ОТР ставят очень серьезные вопросы и задачи, и нужно время, чтобы определиться.
«Я слышал только одну цифру: 4,5 миллиардов рублей. Но я пока не слышал официальных подтверждений от Лысенко, что эти деньги получены», - поделился информацией Баранец, на чем его запас конкретики иссяк. Впрочем, нехватку фактов наш коллега восполнил горячим обещанием «лично выбивать зубы на корню» тем журналистам, которые мешают работе ОТР, беспочвенно критикуя проект (данный текст не является критикой – прим. ред.).
Высшее руководство ОТР в лице Табакова и Лысенко дать какие-либо разъяснения корреспонденту «Полит.ру» отказалось.
Секретарь в приемной гендиректора телеканала оказался в тренде. «В ближайшее время Анатолий Лысенко комментарии давать не будет. Его заместители – тоже. Как только – так сразу, мы дадим вам знать и соберем пресс-конференции», - пообещал он.
На фоне этого туманного облака прочие несообразности ОТР - как то декларированная независимость при финансировании из госбюджета или забытый бессрочный конкурс по выбору логотипа становятся несущественными. Хотя все довольно логично, если вспомнить, например, прошлогоднее заявление Табакова о том, что, создавая общественное телевидение, "надо соответствовать надеждам серьезных людей, которые не только плывут по течению, но и хотят размышлять об окружающем мире". В смысле, а как может быть иначе, если создаешь телевидение для плывущих по течению серьезных людей, занятых размышлениями.