будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Страна
Черкасов Александр

Не знающие сомнений

Не знающие сомнений
cherk_big

Георгиевскую ленточку я получил, что называется, "с доставкой на дом", – она была вклеена под обложку гламурного православного журнала. Там бы, наверное, она и осталась, но вот ребёнок нацепил на курточку, носит. Я снимать не стал. Ребёнок обязательно будет задавать вопросы – уже, собственно, задаёт...

Другое дело, что с возрастом это проходит. Печально, когда перестают задавать вопросы. Когда становится всё ясно. Когда банты в чёрную и бронзовую полоску – у молодых и уверенных. Хотя, может быть, это простое брюзжание – причём не своё даже, а заёмное?

*****

Это теперь ветеранам за восемьдесят, но тогда это были люди по преимуществу молодые. Аберрация возникала с годами. За словами: "Сороковые, роковые, / Свинцовые, пороховые..." у Давида Самойлова следовало: "Война гуляет по России, / А мы такие молодые!" Давид Самойлович писал это лет пятнадцать спустя, будучи уже человеком вполне зрелым: "И я с девчонкой балагурю. / И больше нужного хромаю. / И пайку надвое ломаю, / И всё на свете понимаю". Это "понимаю" – не претензия на мудрость, а зависть к себе – молодому: "Как это было! Как совпало – / Война, беда, мечта и юность! / И это всё в меня запало, / И лишь потом во мне очнулось!.." ("Сороковые").

Редкое дело: в советские время "военные" стихи Самойлова были, кажется, равно приняты и властью, и народом – причём и вчерашними фронтовиками, и детьми военной поры. Приняты были не только "военные стихи", многое из написанного Давидом Самойловичем положили на музыку, пели под гитару... Про то, что "Шуберт Франц не сочиняет – / Как поётся, так поёт. / Он себя не подчиняет, / Он себя не продаёт. / ... Впрочем, это всё – детали, / Жаль, что песен не поют!" ("Шуберт Франц"). Казалось бы, сплошной оптимизм – впрочем, с приличествующей долей скорби в положенных местах. Идеально для бездумного хорового пения...

*****

...А ленточки всё равно раздражают. Особенно если молодые люди с глазами, которые "всё на свете понимают", раздают ленточки всем встречным и поперечным. Лев Семёнович Рубинштейн привёл диалог, достойный профессора Преображенского: "А почему вы не возьмёте?" – "Не хочу" – "Вы что – не чтите память о погибших в войне?" – и так далее...

Я вот тоже не взял. Почему? Наверное, по той же причине, по которой не подавал тем, кто в электричках, на станциях и в поездах метро поёт уже не "афганские", а "чеченские" песни. То есть, сначала не подавал, а потом понял – почему.

...

Историю эту рассказал мне друг Саня. Дело было лет двадцать пять назад, весной 1981-го, или даже 1980-го. После того, как первые советские "афганцы" демобилизовались и вернулись в Союз. Вместе с ними вернулись дембельские альбомы и "афганские" песни, быстро разошедшиеся в "магнитоиздате". О них и пойдёт речь.

Послушал эти песни и мой друг Саня. Прослушал, переписал и пришёл с магнитофоном к своему отцу, как с подарком, - тем более, что дата была соответствующая, как раз Девятое мая.

Отец его   не просто ветеран, но фронтовик, воевал в пехоте, руки перебиты немецкой автоматной очередью   в то время болел. У постели сидел друг отца, зашедший навестить,   тоже фронтовик, с покалеченной ногой, счастливый обладатель "инвалидной" машины. Оба отмечали, выпивали...

Обрадованный этим обстоятельствам, Саня включил магнитофон. Комнату заполнили гитарные аккорды и молодые голоса. Такие же молодые, какими эти двое ветеранов были лет сорок назад...

Реакция была неожиданная. Лица слушателей отнюдь не стали молодыми и просветлёнными. Наконец, один из них сказал, как припечатал: "Штабные писаря!"

Приговор – окончательный, обжалованию не подлежащий – был продиктован не только фронтовым опытом, но также профессией и судьбой. Хозяин комнаты был Юлий Маркович Даниэль – переводчик, прозаик, поэт, лагерник.

*****

А "штабные писаря" – это и мне понятно, и мне знакомо. Чечня, Ханкала, осень 1996-го. Дембель Коля, служивший при штабе вроде бы компьютерщиком, который, согласно обычаю, исправно "бурел" и готовил полагающиеся прибамбасы – цацки на мундир и "дембельский альбом" – этот самый Коля вполне гармонировал с репертуаром подмосковных электричек, с пафосом, героизмом и жалостью.

А по ночам в десятой казарме, где в одном из кубриков жили солдатские родители, что искали пропавших сыновей, раздавался мат и стены тряслись от ударов, – обратная сторона жизни, о которой в песнях ни слова.

Ханкала была отгорожена от остальной Чечни минными полями, а на въезде, как засов, стоял танк. Чтобы пропустить машину, танк отъезжал в сторону. Происходившее внутри определённо не имело отношения ни к тысячам погибших, ни к примерно тысяче двумстам пропавшим без вести, сидевшим в плену, списанным на "самовольное оставление части". Там, снаружи, была другая жизнь и другая смерть.

...Хотя и там было много похожего. В начале августа 1996-го в Грозный вошли человек восемьсот боевиков. Когда выяснилось, что они контролируют город, их число выросло до нескольких тысяч. А установившееся в середине месяца перемирие выгнало непонятно откуда толпы немыслимых персонажей с зелёными повязками, встреча с которыми не сулила ничего хорошего. И только ультиматум, заявление генерала Пуликовского о "сорока восьми часах" на капитуляцию и возобновившиеся обстрелы города очистили улицы от этого сорта публики... Но потом, после встречи Лебедя с Масхадовым в Новых Атагах, наступил мир – и вновь на улицы высыпали "бойцы двадцать пятого часа".

А мой друг Иса, ненавидевший политику и политиков, всегда споривший со своим "политически грамотным" братом, оставивший работу в селе после первой бомбёжки, пошедший в Грозный в дублёнке и норковой шапке, да так и провоевавший "от звонка до звонка", – он сразу снял камуфляж и одел цивильное. А плоды победы делили уже те, кто произвёл обратное переодевание...

Спросите – к чему это я? К тому, что чеченцы в первую войну отождествляли себя с солдатами Отечественной войны. Доказательство тому – в песне "Грозный – город-герой". Их ведь так учили – в школе, в армии. Воевали ведь вчерашние советские бойцы, а для молодого чеченца советская армия была первым окном в большой мир, "дембельские альбомы" хранили бережно. Старики – те вспоминали свою службу в Красной Армии. Общая память о прошлом – это было тогда у обеих воюющих сторон. Только другая сторона воспринимала Грозный не как Сталинград, а как Берлин, отсюда и водружение знамени на Рескоме, как на Рейхстаге. Хотели ещё, чтобы водружал тот же полк, что и в 45-м, – хорошо, что не заладилось...

Так вот, мой друг Иса с трудом выносил "чеченские военные песни" – то есть чеченские без кавычек, те, что на кассетах крутили в каждой машине. По ритму, рисунку, тональности – обыкновенный "городской фольклор". Тот же, что и в песнях "афганских", и в теперешних "чеченских", пафос и надрыв. Пели их тоже в основном по-русски. Ису это бесило – настоящий чеченец (то есть, наверное, один на тысячу, – впрочем, такая же доля "настоящих" в любом народе), он во всём искал правду. В песнях тоже. И не только в песнях. Я доверял его чутью. И не только чутью. Все пленные российские солдаты, к судьбам которых Иса имел отношение, были в итоге живы и освобождены. Сам он на войне не нажил никакого добра, скорее, потерял, как дублёнку и норковую шапку, в которых ушёл в бой. Про "штабных писарей" я Исе рассказать не успел. Он погиб в 1999-м, и я не могу представить, как бы он, с его волей к смыслу и к правде прожил наши "нулевые" годы...

*****

Кто и почему берётся нас "учить жизни"? Ну, ладно, начальство – его хлебом не корми, дай пообъяснять, что любовь к нему, к начальству – это и есть любовь к Родине (обязательно с большой буквы!). Ладно, записные идеологи, записанные теперь в "профессиональные русские", – с ними тоже всё ясно. Но вот этот молодняк, сутками стоящий у посольства, обходящий магазины в борьбе с эстонским товаром или раздающий георгиевские ленточки на выходе из метро, – ему то зачем?

Почему-то вспоминаются картинки из чеченской жизни конца девяностых. Насаждение "шариата". Попытки запретить новогодние ёлки в школах, как правило, безрезультатные. И вполне реальная борьба с пьянством путём телесных наказаний, по сорок палок по мягким местам.

Выявляли нарушителей молодые бородачи-«ваххабиты». Наказывали нередко они же. Ну, "бородачи" – сильно сказано. Подчас совсем "зелёная" безбородая молодёжь.

О "ваххабитах" того времени говорят, что среди них были парни из неблагополучных, неполных семей. Часто – бывшие наркоманы. Живёт такой: вокруг всё плохо, сам себя не уважаешь. И находится кто-то, кто вдруг тебе объясняет, как жить правильно. Тебя привечают в общине, говорят, что ты – "истинный мусульманин". Может быть, ты сам только две недели как "истинный мусульманин", но ты уже можешь указывать старшим, поскольку те – "неистинные". В весьма иерархичном традиционном обществе такая власть, такая возможность – посильнее любого наркотика.

Кстати, в 1999-м, во время похода на Дагестан, у них тоже был свой гимн. Песня "Иерусалим" – в самом деле, зачем мелочиться? – исполнялась надрывно, хрипло, под гитару, по-русски...

...В репортаже от эстонского посольства парень из нечернозёмного областного центра. Мотается в Москву и обратно, сочетая протест против прибалтийского фашизма с учёбой в школе. Протест с учёбой сочетался плохо. Училка его шпыняла, гнобила и пригнобливала, а он вот слова сказать не мог. Зато в Москве – всё совсем иначе. Вот, говорит с журналистом – а ещё несколькими днями ранее помыслить о таком не мог!

Разумеется, социализация – один из смыслов существования молодёжных организаций в России, на Западе или даже на Востоке. Только я всё равно с некоторым подозрением отношусь к тому, кто учит меня, как правильно любить Родину. Я не знаю, что глубже – его понимание истории или же "истинный ислам" юного "ваххабита". Надеюсь только, что этот никого не пойдёт взрывать. Очень надеюсь – тем более, что, в общем и целом, мероприятие в Москве проходило "с дозволения полиции".

Что отнюдь не отменяет главный вопрос: как от символа перейти к смыслу? Ребёнок носит на курточке георгиевскую ленточку, но вопросы больше задаёт по лермонтовскому "Бородино" – там он хоть понимает, что ему непонятно! Скажите, люди добрые, как посеять сомнение?

Продолжение следует
Черкасов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).