Центральная избирательная комиссия отказалась от идеи проведения мониторинга легитимности выборов. Причина, как пишет РБК, — конфликт интересов и сомнительная репутация победителя конкурса. Официальных комментариев пока нет.
О том, что ЦИК будет проводить мониторинг легитимности выборов, заявила Элла Памфилова. Секретарь ЦИКа Майя Гришина тогда поясняла, что его нужно провести на основе жалоб и сигналов, которые распространяются в СМИ и социальных медиа. За 7,8 млн рублей ЦИК хотел получить механизм учета факторов, влияющих на доверие к выборам, оценку степени общественного доверия к их итогам и рекомендации по управлению рисками делегитимации выборов.
ЦИК включил заказ мониторинга в план основных мероприятий Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ), который, в свою очередь, организовал конкурс. Znak.com пишет, что оба единственные участники конкурса, победитель «Фонд содействия реформам местного самоуправления» и его конкурент «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства», ранее имели между собой отношения в освоении грантов.
К победителю есть и другие претензии. РБК сообщает, что хотя директором фонда значится Ольга Божок, фактически за реализацию контракта отвечает ее заместитель Андрей Большунов. Между тем Большунов, во-первых, в свое время был помощником члена ЦИКа Валерия Гальченко, когда тот еще был депутатом Государственной Думы. Между тем именно Гальченко в ЦИКе отвечал за реализацию проекта.
Более того, репутация у Андрея Большунова оказалась, мягко говоря, подмочена.
Еще до работы с Гальченко Большунов упоминался в прессе как обвиняемый в крупных финансовых махинациях. В 1990-х годах он был директором «Енисейской трастовой компании», организованной по принципу финансовой пирамиды, писала газета «Сегодня» со ссылкой на версию следствия. Следствие подозревало, что компания собрала с 20 тысяч вкладчиков $12 млн, а директор скрылся.
В 1997 году прокурор Красноярска выписал ордер на арест Большунова, а вскоре после этого его объявили в международный розыск. В 2000 году его удалось арестовать, но через три месяца отпустили. По данным СМИ, он активно сотрудничал со следствием.
При этом сам конкурс изначально вызывал споры среди экспертов. Юрист и бывший член ЦИКа с правом совещательного голоса Андрей Бузин в разговоре с РБК отметил, что «организаторы выборов сами организовывают конкурс, чтобы найти тех, кто оценит их работу». «Логичнее, если бы такой тендер объявлял президент, который является гарантом прав и свобод», — говорит он. А еще лучше, если бы мониторинг вели не одна, а две-три организации с опытом наблюдения, придерживающиеся разных взглядов, отмечает Бузин.
Между тем независимых организаций, которые способны вести наблюдение за выборами, становится все меньше. Ассоциация «Голос», которая как раз занимается мониторингом выборов на общественных началах с 2000 года, в 2013 году была объявлена «иностранным агентом», а чуть более недели назад, 27 июля, Пресненский суд Москвы принял решение ликвидировать ассоциацию — решение, правда, пока не вступило в законную силу, но Мосгорсуд редко в таких делах выступает на стороне правозащитников.