Все самые важные выборы в Крыму прошли в прошлом году — граждане полуострова выбрали парламенты республики и Севастополя, а также муниципальные собрания. 13 сентября 2015 года крымчанам предстоит выбрать лишь двух новых депутатов Госсовета Крыма, шестерых муниципальных депутатов в разных городах республики, а также одного муниципального депутата в Севастополе.
В Госсовет — парламент — республики Крым будут избраны два депутата по одномандатным округам, в Керчи и Симферопольском районе. Партии выдвинули в общей сложности 11 кандидатов, еще один человек хотел пойти самовыдвиженцем, но керченский избирком забраковал собранные им подписи. По обоим округам своих кандидатов выдвинули все парламентские партии, а также организация «Коммунисты России». В Симферопольском районе выдвинут также представитель «Партии ветеранов России».
Партия власти в обоих случая выдвинула депутатов муниципальных советов — керченского и симферопольского районного соответственно. Но если присмотреться, то две кандидатуры совершенно непохоже.
Владимир Подлипенцев, который идет на выборы в Керчи, работает главным врачом одного из известнейших детских санаториев Керчи (имени Боброва), а ранее работал в портовой больнице. Докторов очень часто выдвигаются в депутаты, правда, как правило, муниципальные, при поддержке местных администраций — люди, не сильно разбирающиеся в политике, с удовольствием голосуют за людей уважаемых профессий, учителей, врачей, военных и т.д.
Игорь Полищук, кандидат в крымский парламент от Симферопольского района, — не только депутат гвардейского сельсовета и симферопольского райсовета, он гендиректор созданного его отцом крупного предприятия «Скворцово», которое занимается производством мяса. Отец кандидата, Виталий Полищук, в октябре 2014 года стал министром сельского хозяйства полуострова. С одной стороны, хорошие связи должны играть на руку Полищуку-младшему, с другой, понятно, что далеко не все жители Симферопольского района с радостью будут голосовать за министерского сына.
На этом фоне конкуренцию Полищуку могут составить его оппоненты из других партий, тем более, что они выдвинули более чем серьезных кандидатов. Например от «Справедливой России» идет глава регионального отделения Александр Юрьев — партия хоть и не попала в парламент по итогам прошлогодних выборов, но все-таки достаточно хорошо известна на полуострове.
Даже если выборы в Симферопольском районе выиграет Игорь Полищук, Александру Юрьеву необходимо добиваться поддержки избирателей, иначе «Справедливая Россия» так и не сможет занять достойного места в политической жизни республики.
Муниципальных мандатов в республике Крым будет распределено 6 штук, из них пять — в городах республиканского значения, по два в Джанкое и Саках и один в Феодосии, а один — в городе Белогорске, который входит в состав одноименного района.
Во всех муниципальных кампаниях участвуют представители трех партий — ЕР, КПРФ и ЛДПР. «Справедливая Россия» выдвинула своих кандидатов в Феодосии и Саках, а вот жители Джанкоя и Белогорска не смогут проголосовать за ее членов. Феодосия также оказалась единственным местом, где нет ни одного самовыдвиженца.
Вообще к самовыдвиженцам в Крыму, по крайней мере в этом году, относятся достаточно либерально. В двух округах Джанкоя пять человек идут на выборы самостоятельно, в Саках трое, в Белогорске двое. Сняты с выборов только двое — информации и причинах снятия найти, правда, не удалось. Известно, что в Феодосии так и не смог стать кандидатом глава местного отделения Крымского общества охотников и рыболовов Александр Гончаренко, а в Белогорске до выборов не допустили Сулеймана Языджиева.
В теории из отказа регистрировать кандидатуру Языджиева можно раздуть национальную историю: он среди выдвинувших свою кандидатуру единственный с ярко выраженным татарским именем. В Белогорске, согласно данным переписи населения 2014 года, 27,7% жителей — крымские татары, что более чем вдвое больше, чем в среднем по республике (12,6%). У новой крымской администрации очень непростые отношения с представителями крымскотатарского меньшинства, так что можно было бы предположить, что они опасаются «национальных» кандидатов на выборах.
Но никакого подтверждения наличия национального конфликта нет. Имя Сулеймана Языджиева не упоминается на крымскотатарских сайтах, по официальным данным местного избиркома он работает грузчиком, а значит вряд ли мог бы быть представителем крымских татар, да и в социальных сетях нет никаких следов его политической деятельности.
В Севастополе все проще: там проводят довыборы в совет Верхнесадовского округа — это одно из десяти внутригородских муниципальных образований Севастополя. Выдвинули свои кандидатуры всего четыре женщины — и все зарегистрированы. От «Единой России» идет медсестра Елена Зеленцова, от КПРФ мастер местной государственной управляющей компании Наталия Калинина. Еще две женщины идут в качестве самовыдвиженцев: Марина Гладущенко занимается связями с общественностью в благотворительном фонде помощи тяжело больным детям «Чужого горя не бывает», а Татьяна Луценко работает программистом в «Севастопольгазе».
Стоит упомянуть, что летом 2015 года вокруг «Севастопольгаза» развернулся конфликт. Дело в том, что 46,1% предприятия принадлежит с 2012 года украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, администрации города и трудовому коллективу принадлежат 44% акций. В середине июля под давлением Фирташа гендиректор предприятия Леонид Савин ушел в отставку, что подняло вопрос о том, кто именно будет контролировать важную для города инфраструктурную компанию. По словам губернатора города Сергей Меняйло, ситуация находится под его контролем.
Впрочем, совершенно не факт, что выдвижение в муниципальные депутаты программиста из «Севастопольгаза» хоть как-то связано с борьбой совладельцев предприятия. Во всяком случае, ничто не указывает на возможность столь странного проявления этого конфликта.