будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобороны военная авиация гражданская авиация
Май 20, 2025
Страна
Карпюк Илья

Ненужный «Руслан»

Ненужный «Руслан»
an-124-ruslan-01
Ан-124-300 «Руслан». Источник: antonov.com

Министерство обороны России решило не возобновлять производство самых больших в мире транспортных самолетов Ан-124-300 «Руслан». При этом отказываться от машины российские военные не намерены: уже имеющиеся в наличии самолеты будут ремонтироваться и модернизироваться.

«Русланы» проектировались и создавались, главным образом, для советской армии. Например, они могли перебрасывать тягачи, которые перевозили мобильные ракеты «Тополь-М». Серийное производство началось в 1984 году, всего было построено 56 машин.

Несмотря на то, что «Руслан» был построен для военных нужд, с самого начала он стал применяться и для перевозки гражданских грузов. Именно этот самолет смог перевезти карьерный самосвал из Владивостока в Якутию или колесо гидротурбины из Харькова в Ташкент. После распада Советского Союза «Руслан» стал выполнять более неожиданные задачи. В 1992 году самолету именно этой модели доверили перевозку 52 тонн золота из Арабских Эмиратов в Швейцарию. В 1993 Майкл Джексон положился на «Руслан» в вопросе доставки в Москву 310 тонн своего концертного оборудования. В 2005 «Руслан» в три захода вернул в Эфиопию древний обелиск, который в 1937 году Муссолини вывез оттуда в Рим.

Самолет  Ан-124-300 «Руслан». Фото: antonov.com 

Несмотря на уникальные возможности самолета, заказы на использование «Русланов» поступают достаточно редко, из-за чего производить новые самолеты невыгодно. Помимо Минобороны России, самолеты Ан-124 регулярно использует авиакомпания «Волга-Днепр», которая, в том числе, занимается доставкой грузов в Афганистан и обратно для войск НАТО и их союзников.

В 2004 году производственно «Русланов» было остановлено. По подсчетам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Ernst & Young, для возобновления производства необходим предзаказ на 40 самолетов. Однако если от закупок откажется и Минобороны России, и «Волга-Днепр», которая после вывода войск НАТО из Афганистана потеряет выгодный рынок и не будет нуждаться в большом количестве самолетов, о возобновлении производства «Руслана» придется забыть.

Игорь Коротченко

Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко в интервью «Полит.ру» отметил: «Отказ от этой программы - не очень хорошее решение. И с точки зрения интересов России, и с точки зрения кооперации с Украиной. Это производство нас связывало». Коротченко уверен, что решение Минобороны ударит и по российскому производству: «Это рабочие места, промышленная загрузка. Планировалось, что в Ульяновске будет возобновлено производство этих машин. Губернатор выступил с инициативой, что Ульяновская область станет центром авиацинной промышленности России». Собеседник «Полит.ру» также отметил уникальность самолета «Руслан», не имеющего аналогов на Западе. Авиация заинтересована, чтобы у нее были такие самолеты. «Во время военных действий в Афганистане даже НАТО заключало контракты с коммерческими компаниями, чтобы использовать эти самолеты», — подчеркнул Коротченко. При этом эксперт подтвердил, что производство самолетов не может быть возобновлено только для коммерческих авиакомпаний, так как заказов от них будет не достаточно для серийного выпуска машины, а значит он будет слишком много стоить. Спасти «Руслан» может только заказ от Министерства обороны России.

Между тем Минобороны России не собирается отказываться от другого тяжелого транспортного самолета — Ил-76МД. На закупку 39 машин будет потрачено 140 миллиардов рублей.

Одной из причин выбора в пользу полностью российского самолета могло стать вступление страны в ВТО. По правилам организации, правительство далеко не всегда может поддерживать экономику своей страны, так как это нарушает мировую свободную конкуренцию. Однако правила ВТО не распространяются на оборонные заказы, из-за чего закупка техники Министерством обороны у производителей, которые также занимаются и гражданскими проектами, может восприниматься как скрытая поддержка российской промышленности.

Самая неожиданная судьба ждет легкий транспортный самолет Ил-112, проект которого был заморожен в 2011 году после того, как Министерство обороны при Сердюкове сочло, что страна не нуждается в большом количестве самолетов такого класса. За два месяца работы Шойгу на новом посту Минобороны пришло к кардинально другим выводам: теперь военные уверены, что российские силовые ведомства закупят более 100 таких самолетов. Причем самому Минобороны понадобятся только 55 самолетов, еще 26, по мнению аналитиков ведомства, нужны будут ФСБ, и по 10 самолетов — Роскосмосу и Министерству внутренних дел.

В августе 2011 года президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил, что до 2020 года на военно-транспортную авиацию будет потрачено 20 триллионов рублей. Планировалось приобрести по крайней мере сто самолетов, в частности, речь шла об Ил-112, Ил-476, модернизированных Ил-76МД, Ан-124 и Ан-70.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).