будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 22, 2025
Страна
Усыскин Лев

Ненужный закон

Ненужный закон
usysk_big.bmp

Недавно Государственная Дума приняла в первом чтении очередной почти бессмысленный закон. Называется он "О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)".

Речь же в нем идет, говоря коротко, о следующем. При наличии споров, "возникающих в сфере гражданского оборота и связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности российскими и иностранными организациями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства", а также ради урегулирования споров,"возникающих из трудовых, семейных и иных отношений", стороны могут воспользоваться услугами посредника (физического лица, группы таких лиц, либо специальной организации, специализирующейся на подобных услугах). С помощью посредника стороны приходят к какому-либо соглашению, каковое фиксируется договором между спорящими сторонами. К посреднику стороны прибегают добровольно – до суда либо во время суда. Причем, посредник вовсе не занимается разрешением их спора – это не арбитр, а именно что – медиатор. Организатор конструктивных переговоров. Естественно, он не может гарантировать разрешение спора – если стороны не могут договориться, то и не могут. Не несет посредник и никакой ответственности ни за что – даже за нарушение принципа беспристрастности, каковой от него закон вроде бы требует.

В общем – если в этом законе и есть какой-то смысл, то чисто просветительский – ибо ничего такого, что нельзя было бы воплотить до появления оного, он не вводит. Никакими полномочиями никого не наделяет и никаких обязательств не накладывает. А лишь перечисляет некоторые полезные вещи, которые следует держать в голове, организуя переговоры.

В самом деле, и безо всякого специального закона сегодня стороны могут разрешать свой спор в ходе переговоров, привлекая хоть посредника, хоть Дельфийского Оракула. Результаты этих переговоров ничто не мешает оформлять обязывающими стороны договорами до суда либо мировыми соглашениями уже в период судебного рассмотрения спора.

Весь этот законотворческий онанизм не стоил бы и потраченных на него знаков данного текста, если бы не одно обстоятельство: он свое бессмысленностью по сути дискредитирует поиски действительно нужной вещи – способа дешевого, быстрого и справедливого разрешения сравнительно незначительных споров и конфликтов. Того, ради чего, по-видимому, и разрабатывался.

Действительно, все мы знаем, что "до суда лучше не доводить". Судебное разрешение споров – вещь крайне тяжелая, хлопотная, долгая, дорогая и часто неэффективная – то есть не приводящая к торжеству справедливости. (Собственно, даже и к торжеству закона она приводит далеко не всегда, при том, что законность и справедливость – это не одно и то же!) Даже если вы абсолютно правы, и суд это в полной мере подтвердит – ничего близкого к полноценной компенсации ваших потерь вам не светит, и все это знают. Именно по этой причине создан целый ряд дополнительных институций, так сказать, судов-light , где процесс так или иначе облегчен процедурно либо организационно. Это институт мировых судей, а также всевозможные третейские суды – негосударственные судебные организации. Заметим, что решения и тех и других – обязательны к исполнению сторонами. Важно, однако, что и те и другие выносят решение в соответствии с действующим законодательством, то есть в рамках государственной системы права. И хотя до некоторой степени их производство менее обременительно, чем производство судов общей юрисдикции, на поверку – и их технологию легкой не назовешь. Отсюда – попытки выдумать что-то еще более простое и неформальное.

А что бы можно было сделать на самом деле? Внесем некоторое предложение, но прежде напомним вот что. Еще в Древнем Риме был период, когда действовала следующая схема реализации правосудия (кажется, она называлась формулярным процессом). Спорящие стороны являлись к претору, который, на основании их требований и возражений, составлял формулировку иска в строгих юридических терминах (формуляр). После чего спорящие отправлялись к единогласно ВЫБРАННОМУ ИМИ САМИМИ  судье, который уже проводил судебное следствие и выносил решение по делу. Решение его было обязательным к исполнению и не подлежало пересмотру – при том, что таким судьей мог быть практически любой гражданин, а вовсе не профессиональный юрист или администратор.

Как подобное может быть применено сегодня? Предположим, так: по некоторому ограниченному перечню типов споров, в случае согласия сторон, предлагается следующий порядок разрешения спора:

1. Стороны идут к судье (допустим, мировому) и заявляют, что согласны с тем, чтобы рассмотрение их дела поручалось некоторому согласованному ими между собой лицу. Приходит и это лицо и изъявляет согласие стать таким свободным арбитром.

2. Арбитр выносит решение, сообщает о нем суду - и суд утверждает его. Затем решение исполняется так же, как исполняется любое другое судебное решение. Важно, что арбитр – не посредник, а судья. Его решение, скорее всего, придется не по нраву по крайней мере одной из спорящих сторон – однако, такая сторона уже высказала согласие на арбитраж этого лица и не может отозвать свое согласие.

3. Сам арбитр выносит решение исходя из собственного понимания справедливости – он не обязан руководствоваться при этом какими-либо писаными законами, знать их, иметь соответствующее образование и т.д. То, что стороны добровольно согласились на его арбитраж, говорит о том, что они вполне доверяют его чувству справедливости и умению реализовать такое чувство.

4. Понятно, что такое решение по определению не может быть обжаловано – как нельзя обжаловать чей-то эстетический вкус, например. А значит – нет нужды в серьезном протоколировании и делопроизводстве – важно лишь сформулировать итоговое решение, а прочее – настолько, насколько покажется необходимым арбитру для его технических целей. Понятно, что и прецедентным такое решение также стать не может.

Чем хорош подобный порядок разрешения споров?

Во-первых – он действительно быстр и дешев и способен, наверное, разгрузить суды низших инстанций от части малозначительных дел.

Во-вторых же – для определенного сорта дел этот порядок гарантирует, похоже, более справедливые решения. Скажем – бытовая ссора, в ходе которой один человек двинул другому кулаком в нос. Государственный суд практически однозначно признает виновным того, кто первый начал рукоприкладство, – причем наказание будет во многих случаях несоизмеримо с реальным ущербом. Мы же с вами знаем, что в жизни случается масса ситуаций, когда двинуть первым кулаком оппонента – единственный разумный и справедливый выход. И вот именно наш свободный арбитр имеет возможность в своем решении придерживаться всеми понимаемой трактовки справедливости, а не буквы закона, сконструированного главным образом для более серьезных случаев. Аналогичным образом, разрешение семейных конфликтов государственным судьей очень сложно – а вот арбитр, выбранный конфликтующими и знающий в реальности их семейную ситуацию, скорее всего, окажется более компетентен. Таким же точно образом понятно преимущество арбитра перед государственным судьей при решении вопросов о разделе движимого имущества – арбитру легче выяснить, кто в реальности чем владел и пользовался, и на чьи деньги в реальности что куплено – ибо арбитр не вынужден ограничиваться белыми зарплатами и официальными свидетельствами о регистрации прав. Еще одно достоинство таких свободных арбитражей скрыто в следующей, довольно тонкой материи. Вообще говоря, право – вещь живая, динамичная. И законодатель должен иметь обратную связь от правоприменителей – дабы вовремя получать сигнал о радикальном расхождении закона и обычаев жизни. Так вот, наш механизм как раз и дает такой довольно яркий канал "живого права" – это не значит, что законодатель должен тут же на него равняться, однако принимать во внимание практику "народного" разрешения споров все-таки стоит.

А чем плохо подобное? Первое возражение противников свободного арбитража, наверное, состоит в следующем: таких арбитров просто не найдется. Люди никому не доверяют, кроме государственных структур – которым хоть как-то, но доверяют. Проблема серьезная, хотя на наш взгляд, подобные авторитеты все-таки часто имеются в голове у сторон конфликта. (Тем более, если государственный судья в ходе беседы при первой встрече поможет им поискать подобные персоны вокруг себя.) Это разного рода уважаемые старейшины, религиозные авторитеты, неформальные лидеры, так сказать, квартального масштаба и т.д. Прибегнуть к их суду сейчас мешает отсутствие обязательности исполнения их решений – как только одна из сторон почувствует, что дело идет не в ее пользу, она тут же под тем или иным предлогом откажется от участия в арбитраже. Собственно, для создания гарантий обязательности исполнения решений и нужен новый закон.

Здесь, однако, кроется и второе возражение против свободного арбитража. Не станет ли он проводником разного рода антигосударственных альтернатив – мафиозного правосудия, религиозно-экстремистского правосудия и прочих подобных явлений? Когда людей силой вынуждают обращаться, якобы добровольно, к подобным арбитрам. На это возразим лишь то, что при такой принудительности еще проще навязать человеку то или иное "добровольное" решение вообще безо всякого суда – а уж коли он пошел в суд, то, значит, в ощутимой степени реализует собственную волю. Впрочем, проблема добровольности все равно останется, и одна из основных задач государственного судьи как раз и должна состоять в установлении фактов принуждения к арбитражу и к отклонению таких арбитражей.

И, наконец, еще одно возражение. А не станет ли подобный порядок разрешения споров окном для незаконного перераспределения собственности? Скажем, закон, вообще говоря, запрещает сделки дарения между юридическими лицами – нельзя ли провести дарение через предлагаемый нами механизм – ведь следов на бумаге почти не останется, а главное – решение не подлежит пересмотру. Видимо, здесь требуются какие-то ограничения по типу споров – хотя и в текущей правовой ситуации реализовать фактическое дарение чего-либо через фиктивную продажу или иную липовую сделку – пара пустяков.

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).