будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Библиотека Шнеерсона
Май 13, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Неоднозначная реституция

Неоднозначная реституция
shneerson-books-2201
Библиотека Шнеерсона. Источник: russianlook.com

Очередной категорический отказ России вернуть организации «Хабад» библиотеку Шнеерсона, на первый взгляд, не особо противоречит международной практике реституций, главный принцип которой – что с возу упало, то пропало. Англичане, например, вовсе не торопятся вернуть Афинам коллекцию лорда Элджина, а французы уже более двух веков без каких-либо юридических и нравственных проблем экспонируют в Лувре шедевры, грабительски вывезенные Наполеоном из Италии и Египта.

Однако есть и существенная разница. Россия, в отличие от тех же Великобритании и Франции, отказывается отдавать не какую-то «общезначимую» ценность, а вещь сомнительной пользы для нашей страны, на которую претендуют из сугубо религиозных соображений. Практика международных отношений не умеет однозначно решать вопросы, связанные с возвращением культурным или «историческим» собственникам имущества, которым де-факто владеет какое-то суверенное государство, однако для всех таких коллизий есть одно общее место: спорное имущество должно представлять для сторон какую-то ценность.

И здесь для России встает главный вопрос: насколько ценным для нее является библиотечно-музейное достояние? В фондах российских музеев находится множество артефактов, принадлежащих мертвым и живым культурам: от древнемесопотамской до современных. Но это исторические экспонаты. В случае же с коллекцией Шнеерсона перед нами книги и рукописи, ценность которых для российской истории в целом как минимум очень сомнительна. Это имущество одной из иудейских мистических сект, судьба которой запутанна и туманна, ее нахождение в США – дело случайное и исторически никак не связанное с американской историей.

Сразу надо оговорится, как это делает С. Якерсон, что речь идет о книгах из РГБ, что же касается дневников и записей, хранящихся в РГВА, это другая история. Для русской культуры (по крайней мере, на ее настоящем этапе) ценность собрания книг Шнеерсона, библиотеки любавических хасидов, считается равной даже не нулю, а отрицательной величине. Так ли это? Можно ли посчитать эту ценность прагматически и синхронно?

Нетрудно заметить, что своеобразное «право почвы» имеют многие старые книжные собрания, так или иначе вывезенные от мест своего первоначального составления. Есть случаи разлучения и религиозных общин со своими собраниями как в пределах одного государства, так и в разных. Так, например, советская власть конфисковала у старообрядческой церкви в 1920-х гг. Рогожское собрание книг и рукописей, находящееся ныне в той же РГБ. Робкие попытки старообрядцев получить книги назад были пресечены с самого начала примерно теми же аргументами, что и более настойчивые попытки американского «Хабада» перевести коллекцию в места нового пребывания хасидской организации, которая, к слову, не имеет теперь видимого главы.

Возможно, мы вместе с эпохой электронных документов перешли в стадию фиксации, жесткого закрепления бумаг и пергаментов за их нынешними хранилищами. Понятно, что электронные копии стоят неизмеримо меньше оригиналов, но отказ американского «Хабада» от копий мотивирован не стоимостью. На повестке дня вопрос с религиозным статусом книг, т.е. книги как святыни. На Украине, например, есть святыня – Острожская Библия, на которой приносят присягу президенты этой страны. В России нет такого юридического понятия «книга-святыня», есть только понятие «предмет культа», который едва ли можно применить к библиотеке Шнеерсона. И это недоговоренность пространства культуры.

Казус с библиотекой можно сравнить еще с одной историей: православными иконами. Большое количество икон оказались в музеях и государственных хранилищах. Безусловно, эти хранилища обеспечивают лучшую сохранность и большую доступность памятников иконописи, особенно древнерусских. С точки зрения церковной догматики (например, решений VII  Вселенского Собора), да и просто здравого смысла, для верующих важна не сама доска или фреска, а ее священный первообраз (по-гречески прототип). Разницы между копией рублевской «Троицы» и ее оригиналом с церковной точки зрения нет. Она нигде и никак не вербализована, не выписана. Но в то же время все понимают, что за границами чисто формальных определений есть поле «духовных потребностей» и «духовных прав на…». Определить же его юридически невозможно. Тот факт, что верующие хотят «намоленную» икону – многим известен и почти всем понятен, даже неверующим. Просто потому, что «аутентичность» и «оригинальность» - это вообще говоря, ценности в нашей культуре.

И этот конфликт неразрешим юридически так же, как и конфликт с библиотекой Шнеерсона. С той, правда, разницей, что отдавать иконы церкви во многих случаях значит обречь их на медленную смерть от естественных причин. Поэтому музейщики и критикуют «обвальную» реституцию икон. Кстати, в древности с иконами поступали просто: пока можно было – «поновляли», а потом либо записывали, либо «пускали по воде», т.е. уничтожали без варварства. Важно, что они не исчезали, не выбрасывались, а включались в ритуальный круг.  Можно сказать, что носитель конвертировался или уничтожался, а смыл сохранялся на сменном или ином носителе. В этом прагматический смысл религиозной ценности.

Итак, книги библиотеки Шнеерсона – это ценность и культурная, и религиозная, т.е. по определению непонятная. Близкая, например, к «семейной реликвии». Реликвией в семье может быть вещь совсем не ценная в широком смысле, но она важна для семьи. В этом она похожа на библиотеку хасидов. Но вторая юрисдикция – культурная – уже имеет вышеупомянутое право почвы. Культура нашей страны – фасеточная вещь, в нее встроено несколько разных суб- и микро-культур. Она не только фасеточна, но и вневременна. И в таком смысле хасидизм – часть этой культуры, несмотря на то, что в синхронии эта библиотека почти никому не понятна и не нужна.

Тот же Якерсон, да и Дэвид Стерн, переводят вопрос о библиотеке в тему доступности-недоступности. Это конструктивно. Если же мы будем подходить к культуре с деконструирущими целями, то начнет работать логика реституции по принципу «кому нужно – тому и отдайте». В таком случае отдавать можно и Курильские острова, и Пурпурное евангелие из РНБ, и едва ли не половину Музея Востока, не говоря уже о вышеназванных статуях Акрополя из Британского музея или египетской коллекции Лувра.

Религиозные памятники не синхронны, в истории их попадания в музеи и коллекции нередко есть поразительные кульбиты и повороты. И эти повороты – тоже часть их религиозного смысла, как ни странно это выглядит. Поэтому интересен не сам по себе казус с библиотекой (споры о судьбе которой тянутся с начала 90-х), а то, что этот казус отражает. Он, конечно, отражает недостаточность договорного устройства вокруг собственности и необходимость перевести такие истории в пространство закона. Выходом из этой ситуации мог бы быть коллективный или корпоративный патронат над памятниками искусства. Но главное не в этом. Главное – в том, что культурные основания не деконструируются здравым смыслом и понятиями синхронической целесообразности. Расположение фактов и предметов культуры во времени и пространстве – причудливая мозаика, часть большого процесса, которую складывает не правительство и не общественное мнение. В такой мозаике случайных позиций нет, все когда-то станет важным и нужным.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).