После слов Медведева об отмене техосмотра последовала реакция чиновников. Мэр Москвы Собянин уволил главу профильного городского предприятия, прокуратура инициировала проверки. Правда, отменять осмотр вряд ли будут: объем коррупционного рынка только в Москве составляет около 500 миллионов долларов.
Мэр Москвы Сергей Собянин обезглавил московский техосомотр авто буквально в прямом эфире: он уволил главу ГУП «Московская городская служба технического контроля» Игоря Климакова.
На оперативном совещании в пятницу в мэрии Москвы он выразил недовольство качеством работ станции техосмотра. Собянин заявил, что работа городских станций техосмотра является неудовлетворительной, а сотрудники часто злоупотребляют своим положением и позволяют себе брать взятки.«Где начальник ГУПа, который занимается техосмотрами? В отпуске? Самое время отдыхать. Может оттуда не возвращаться», - сказал мэр. Собянин поручил в двухдневный срок подготовить мероприятия по улучшению работы станций техосмотра в Москве. Собянин подчеркнул, столица повышать плату за техосомотр не собирается. Ранее столичные власти обнародовали проект постановления о повышении стоимости этой услуги на 35% с июля.
Новоиспеченный отставник рассказал «Комсомольской правде», что рад отставке, но категорически с нее несогласен, поскольку за очереди несут ответственность сотрудники ГИБДД.
Сегодня же (и это нельзя считать совпадением) Генпрокуратура поручила прокурору Москвы проверить законность организации и проведения техосмотра в столице, по причине «многочисленных жалоб в СМИ» на очереди при прохождении техосмотра.
«Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах», - заявил Медведев на встрече с единороссами.
Медведев заявил, что «ценность этого абсолютно минимальная». «Поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок. Есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД, чтобы все это происходило в заявительном ключе», - сказал Медведев.
И обрушился с критикой на очереди. «Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить», - добавил он. По словам Медведева, «если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так она все равно бумажку получит, но уже другим путем».
Логика понятна: власть знает, что существует коррупционный рынок и хочет рынок вывести в белую или хотя бы серую зону. Гражданам станет чуть легче, а государство теоретически сможет даже извлечь какой-то доход.
Столичному ГУПу по техосмотру предстоит приватизация в 2012 году и от планов получить доход от продажи, да и вообще отменять техосмотр власти вряд ли откажутся. Все-таки это доходная статья.
В Москве около 4 миллионов автомобилей. В зависимости от назначения и возраста автомобиль должен проходить техосмотр раз в 6 (автобусы и маршрутки), 12 (грузовики и автомобили старше 7 лет) или 24 (автомобили младше 7 лет) месяца. Официально пошлина за техосмотр стоит для легкового автомобиля 300 рублей. Проверка (инструментальный контроль)— дополнительная услуга и стоит 690 рублей за легковой автомобиль. То есть официальный оборот рынка техосмотра по Москве — приблизительно 4-5 миллиардов рублей. При этом лица, отвечающие за проведение техосмотра, периодически заявляют о необходимости повышения стоимости услуг. В 2005 году уволенный глава Мостехконтроля называл «справедливую» цену техосмотра — 800-900 рублей.
Неофициально — именно об этом говорил Медведев и Собянин — легче дать денег гаишникам. В таком случае допрасходы составят от 3 тысяч рублей, говорят, что доходит до 8 тысяч. В интернете множество сайтов, предлагающих купить права и техосмотр (техосмотр стоит в среднем 4 тысячи), что свидетельствует о прибыльности бизнеса. Посредник, проводящая осмотр контора и автоинспекция, по всей видимости, делят оставшиеся после уплаты госпошлины три тысячи рублей между собой. По некоторым оценкам приблизительно половина автолюбителей проходит «платный» техосмотр.
При этом участниками рынка создается искусственный во многом дефицит точек по оказанию «бесплатных» государственных услуг. Бизнесмены жалуются, что чиновники не дают им открывать собственные пункты прохождения ТО. С каковым недугом принято решение бороться: Собянин распорядился открыть дополнительные пункты прохождение ТО. Сейчас их в столице всего 75.
Изъятие технического осмотра из ведения МВД вряд ли сильно улучшит ситуацию, но приведет к перераспределению денежных потоков. Планируется вроде бы появление массы лицензированных частных пунктов ТО. Согласно проекту, в России должна быть создана единая система центров обязательного ТО, которые будут проводить осмотр и выдавать талоны. Причем центрами могут стать и юридические лица вне зависимости от формы собственности, и индивидуальные предприниматели. Только вот надзорные функции за пунктами частных ТО будет осуществлять автоинспекция. А лицензирование и надзор, по известной российской практике, чего-то, да стоят.
История имеет и еще одно простое объяснение. При новом начальнике ГИБДД и в процессе переаттестации милиции в полицию временно приостановлено предоставление незаконных и квазизаконных услуг. Потому и образовались очереди — за плату пройти техосмотр стало сложнее. Когда «естественный» процесс коррупционных услуг восстановится, будет и меньше поводов для нервозности у столичных властей.