Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в эфире программы «Вести в субботу с Сергеем Брилевым» рассказал, что в настоящее время государство не станет искусственно сдерживать цены на топливо.
«Что касается госрегулирования, то мы уже это проходили. И очередь за бензином, и так далее, поэтому здесь невозможно, скорее», — сообщил он в ответ на вопрос о государственном регулировании.
По его словам, этому противоречит структура рынка, которая сложилась за 30 лет в России.
«Либо мы опять же через такое регулирование потеряем сеть автозаправочных станций, которая обеспечивает доступность моторного топлива для граждан прежде всего, либо будет дефицит», — добавил заместитель главы правительства РФ.
Впрочем, поиск иных механизмов, которые бы позволили прозрачно регулировать цены на рынке бензина и сдерживать их на уровне инфляции, продолжается.
«Мы изучаем разный опыт, работаем над этим вместе с нефтяной отраслью. Я по-прежнему подтверждаю то, что неоднократно говорил летом: есть инструменты, хватит ресурсов, да и, в конце концов, хватит доброй воли нефтяных компаний, чтобы сдержать уровень розничных цен на моторное топливо в пределах инфляции», — сказал Дмитрий Козак.
При этом он указал на то, что необходимо разбираться с частными АЗС, которые часто предлагают покупателям топливо низкого качества.
«Там действительно много безобразий, часто это некачественное топливо. Там нужно наводить порядок. Но если мы будем очень жестко и быстро его наводить, это может привести к коллапсу», — добавил вице-премьер.
Экономисты согласны с тем, что вмешательство государства в формирование цен на топливном рынке сыграет плохую роль.
«Дело в том, что нефтепродукты, которые продаются у нас в России, также продаются и за рубеж. По сути, наш внутренний рынок тесно связан с внешним рынком и в части нефти, и в части обработанного топлива. Поэтому, регулируя стоимость топлива внутри страны, мы получим арбитраж между ценами внутри страны и ценами, которые есть на внешнем рынке. Они все зависят от внешней конъюнктуры. Так как рынок у нас открытый, то просто эти объемы уходили бы в еще большом количестве, чем сейчас, с рынка», — объяснил Russia Today директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
По его словам, именно последний фактор объясняет нежелание государства вмешиваться в рынок, а также стремление властей дать нефтяникам более комфортные условия.
«На текущий момент это механизм обратного акциза, то есть, другими словами, это некая субсидия НПЗ, чтобы сделать внутренний рынок для них не менее выгодным, чем внешний, мотивировать нефтяные компании оставлять топливо на внутреннем рынке как раз с помощью этих субсидий, с помощью обратного акциза», — добавил он.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев также считает, что госрегулирование и установление низких цен может спровоцировать дефицит на рынке бензина.
«Современное государство тоже лезет регулировать цены на бензин и дизтопливо, в результате чего возникают кризисы. Пока это частная инициатива, которая, к сожалению, исходит с самого верха. Например, наш вице-премьер Дмитрий Козак, который контролирует ТЭК, собирал руководителей главных нефтяных компаний, чтобы договориться с ними о фиксации цен на бензин», — сказал Танкаев агентству «Прайм».
С другой стороны, аналитики считают, что в случае свободного ценообразования стоимость бензина Аи-92 на АЗС в январе 2019 года вырастет с 40 рублей до 50,5 рубля за литр. Об этом говорится в исследовании «Цены на бензин: Back to USSR», подготовленном Vygon Consulting. По мнению авторов доклада, розничную цену можно индексировать на уровне инфляции, оптовую — привязать к ней с помощью фиксированного дифференциала, который состоит из усредненных транспортных затрат, расходов на содержание АЗС и нормы сбытовой прибыли. Этот дифференциал составит около 6 рублей на литр. Таким образом, оптовую цену можно устанавливать по формуле «розница минус 6 рублей за литр».
«В акцизы на топливо встраивается компенсационный механизм, выравнивающий доходность поставок с НПЗ на внутренний рынок и экспорт. Одновременно предусматривается бюджетный механизм для обеспечения стабильных поступлений в дорожные фонды. При росте цен на нефть снижение доходов от акцизов будет компенсироваться за счет увеличения нефтегазовых доходов», — говорится в документе.
Добавим, что пока переговоры между нефтяниками и государствам помогли достичь консенсуса.
«Принято решение крупнейшими вертикально интегрированными нефтяными компаниями и государством по регулированию цен в розницу до марта. И мы посмотрим: если оно будет работать, если останется нормальным для государства, для потребителя, для самих нефтяных компаний, то в последующем, может быть, будет пролонгировано», — сказал RT первый зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских.
Напомним, ранее глава кабинета министров РФ Дмитрий Медведев поручил Дмитрию Козаку провести консультации с нефтяными компаниями по поводу поддержания нынешнего уровня цен топливо. В результате нефтяники обязались с 1 ноября и до конца года не повышать оптовые цены на бензин и дизельное топливо. Повышение может произойти в следующем году, но не более чем на 4-5% — на уровне инфляции.