будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Егор Гайдар История человека. История институтов
Май 17, 2025
Страна
Маркедонов Сергей

Непопулярный вождь победившей революции

В российской политике трудно найти персонажа с таким высоким антирейтингом, как Егор Гайдар. О "крестном отце" российской рыночной экономики сегодня вспоминают нечасто. А если и вспоминают, то исключительно со знаком минус. Сейчас в чести боги и герои другой мифологии. Телеканалы и печатные СМИ с большей готовностью разбирают сильные и слабые стороны советских вождей (на худой конец, деятелей дореволюционной России) С усердием, достойным лучшего применения, ведущие российские публицисты ищут позитив в историческом прошлом, находя протолиберальные настроения у Юрия Андропова и Алексея Косыгина, обеляя и реабилитируя Григория Распутина и августейшую семью. Однако общий тренд очевиден. Вся слава и доблесть России принадлежат истории (советской и имперской), в то время как весь негатив сосредоточен в России постсоветской (то есть в нашем современном государстве).

Между тем, нравится это кому-то или нет, но лидер всех нынешних рейтингов стал президентом именно постсоветской (а не имперской или коммунистической) России. Он стал таковым благодаря успехам и провалам ее создателей, среди которых Егору Гайдару по праву принадлежит одно из первых мест. 19 марта 2006 года идеологу рыночных преобразований в нашей стране исполнилось 50 лет. Хороший повод для содержательного разговора о реальной (не мифологизированной) роли Гайдара в становлении посткоммунистической России.

Вообще Гайдар – одна из наиболее парадоксальных фигур российской политики. Не будучи ни дня президентом страны или полноценным главой правительства (с формально-правовой точки зрения) и даже занимая ответственные правительственные посты немного больше года, именно Гайдар в глазах его оппонентов (и массы населения) является главным виновником всех российских бед и катастроф. Хотя элементарный здравый смысл мог бы подсказать, что после ухода Егора Гайдара из высших эшелонов исполнительной власти (первый раз в декабре 1992 года и второй раз - в январе 1994 года, когда он проработал предварительно вице-премьером в течение четырех месяцев) многочисленные «ошибки» реформатора можно было бы неоднократно исправить. А если их не исправляли его последователи, то, наверное, на то были серьезные основания. И уж никак не личные симпатии к Егору Тимуровичу.

2 января 1992 года правительство России, формально возглавляемое Борисом Ельциным, а фактически Гайдаром, начало путь от директивно-плановой модели экономики - к рыночной, а 16 января 1994 г. главный экономист-реформатор ушел в окончательную отставку с поста вице-премьера. Но закончилась ли с его уходом "эпоха Гайдара"? Насколько вообще востребованы в постельцинской России либеральные ценности, защищаемые реформатором №1 с большевистской пылкостью его деда? Если бы в нашей стране существовал национальный приз за политическую непопулярность, то его лауреатом без труда мог бы стать Егор Тимурович. Когда Гайдара критикуют национал-коммунисты, аграрии и прочие "крепкие хозяйственники" - это никого не удивляет. Вклад Гайдара в десакрализацию коммунистической социально-экономической практики ни с чем не сравним. Удивляет другое. Наши верные марксисты-ленинцы по-прежнему считают экономиста-реформатора лично повинным во всех экономических трудностях России, в т.ч. трудностях сегодняшних. Егора Тимуровича не жалуют и "центристы" из “Единой России”, вменяя ему в вину отсутствие "жизненного опыта" и "практических знаний". Но куда более удивительно то, что Гайдара вынуждены "прятать" от избирателей и собственные соратники. Много ли мы можем вспомнить гайдаровских выступлений, разъясняющих ту или иную позицию Союза правых сил или демократической оппозиции в целом?

Так, может быть, Гайдар вообще не та фигура, чьи дела и идеи стоит детально анализировать? Может быть, перед нами всего лишь политический банкрот, не имеющий доверия избирателей и различных элит? Думается, подобного рода выводы отпадут сами собой, если мы обратимся к фактам постгайдаровского периода экономического развития России.

Все преемники Егора Тимуровича начинали с критики либеральной экономической модели, а спустя время становились стихийными монетаристами. Виктор Черномырдин начал с призывов "прекратить базар" при переходе к рынку, а закончил клятвами в верности монетаристскому учению. Евгений Примаков, единственный премьер, поддержанный КПРФ, начал с совещаний с советским академическим бомондом, а затем провел через Думу подготовленный либералами бюджет. При соприкосновении с экономической практикой заметно "правели" Олег Лобов и Александр Заверюха, Иван Рыбкин и Юрий Маслюков. Россия, конечно, дорого заплатила за образование своих премьеров, вице-премьеров и спикеров. Начатые преобразования шли по принципу "шаг вперед и два назад", дополнялись "рынком согласований" и лоббизмом в самом худшем смысле этого слова. Но в эпоху после Гайдара к российской элите пришло понимание, что экономический либерализм - не прихоть завлабов, "мальчиков в розовых штанишках" и не идея, взращенная за океаном, а единственная реальность. Альтернативой ей является мобилизационная модель экономики, которая привела нашу страну к талонам, всеобщему дефициту и социальной апатии.

Еще в первом своем общении с гражданами РФ в прямом эфире (что стало теперь традицией) президент Владимир Путин назвал цифру работающих в бюджетной сфере. Это 10 миллионов человек. Цифра, озвученная главой государства, тогда прошла мимо ушей аналитиков. Факт, что в стране с населением в 150 миллионов человек, где еще два десятка лет назад дискутировали о допустимости частной собственности как таковой, сегодня только каждый пятнадцатый занят работой в госучреждении, свидетельствует о масштабной социальной революции, которая стала возможна благодаря экономической либерализации. Интересно и другое. Высокий рейтинг президента не мешает ему обращаться к наработкам Института экономики переходного периода, возглавляемого Гайдаром, и не просто обращаться, а использовать их в подготовке налогового, земельного, трудового законодательства, экономических "подсчетах" военной реформы. Получается парадоксальная ситуация. Идеи Гайдара, его научно-практические разработки востребованы и президентом, и правительством. И многочисленные оппоненты Гайдара вполне освоили рыночные "правила игры". Сегодня коммунисты-банкиры, чекисты-предприниматели, собственники приватизированного жилья, ностальгирующие по Брежневу - объективная реальность. Но популярность Егора Тимуровича, несмотря на все это, находится на нулевой отметке. Для объяснения этого парадокса хочется обратиться к словам самого реформатора. Говоря о Черномырдине, Гайдар выдвинул тезис о большой плате страны за экономическое образование премьера. Но весь фокус в том, что сам Егор Тимурович оказался абсолютно необучаем как политик.

Будучи незаурядным экономистом, он допустил две катастрофические ошибки, ставшие причиной описанного выше парадокса. Ошибка его не в том, что он не знал советскую экономику. Именно это "незнание" позволило ему стать качественным внешним антикризисным управляющим страны и провести преобразования, на которые у других ушли бы годы и десятилетия. Просчеты его - иного свойства. Он пришел в правительство с презумпцией виновности, заранее объявив реформы непопулярными, а себя - камикадзе. Гайдар ошибся в собственном народе, заранее полагая, что в "этой стране" живут одни "совки", ни к какому рынку не готовые. За пятнадцать лет реформ больше половины населения страны ушло в частный сектор, освоив рынок. Этот факт опроверг воззрения Гайдара со всей очевидностью.

Будучи экономическим либералом, он не до конца осознал (и сейчас не осознает) необходимость патриотической составляющей политической практики либералов. В России существует гораздо большее количество сфер и проблем (по сравнению с Европой), в которых негосударственное регулирование принципиально невозможно. Сюда можно отнести протяженные государственные границы (а значит - необходимость наличия численно крупных вооруженных сил, полицейских структур и органов безопасности, бюрократии вообще). В этом же ряду и такая проблема, как различные по своему социально-экономическому, политико-правовому и социокультурному уровню и развитию регионы, что требует от государства значительных усилий по их разумной гомогенизации, формированию единства из всего многообразия отдельных частей. В нашей стране у народа отсутствуют развитые традиции местного самоуправления и низовой организации (Вече и казачий круг оставим историкам). При этом речь идет именно о позитивной низовой организации, а не о формировании незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических групп. Российское общество также имеет серьезный запрос на патерналистские настроения. Игнорировать это по меньшей мере неразумно. Тезисы, обозначенные выше, вовсе не означают необходимости отказаться от либеральных принципов строительства экономики и не являются призывом вернуться в славное сталинское прошлое. Речь идет о другом. Эти «нерыночные» сферы не должны признаваться менее значимыми, чем те, где преимущества свободной экономики очевидны. Иначе неизбежно то, что произошло в нашей стране после краха советского коммунизма и распада СССР.

Игнорирование «нерыночных сфер» реформаторами начала 1990-х гг. привело к деградации системы власти и управления страной. Более того, марксистская, по сути, идеология «рыночного детерминизма» привела к тому, что маркетизация распространилась на те сферы, в которые она не должна проникать в принципе. Административный рынок стал моделью развития российской властной системы. В начале 1990-х гг. рыночное администрирование было необходимой платой за сохранение страны. Приватизация власти в регионах обеспечила центру мирную передышку для преодоления двоевластия в 1991-1993 гг., элементарного обустройства и сохранения территории под названием РФ хотя бы de jure.

Однако уже в конце 1990-х гг. такая система работала только на развал. Тем паче, что в условиях российского «феодального федерализма» центральной властью не было предложено ни стратегии внутри- и внешнеполитического развития страны, ни внятной идеологической системы. Без всего этого российская власть так и оставалась корпорацией «кормленцев от бюджета». И если при Борисе Ельцине в процесс приватизации власти были вовлечены гражданские бюрократы (экс-партийные чиновники всех рангов, поверстанные во власть бизнесмены и интеллектуалы), то при Владимире Путине коммерциализация власти затронула силовые структуры. Люди в погонах свое влияние, информированность и силу (в прямом смысле этого слова) вложили в бизнес. Коммерциализация МВД, ФСБ, прокуратуры и армии - вот реальная опасность, стоящая перед страной. Сегодня оппоненты Владимира Путина говорят об усилении правоохранительных структур или органов безопасности. В самом факте такого усиления ничего страшного нет. Нормальное функционирование силовых структур - залог состоятельности государства и всей власти в целом. Опасно не усиление, опасно превращение «соответствующих органов» в эффективный бизнес-инструмент. Единожды став бизнес-инструментами, спецслужбы и армия перестают быть основным каркасом государства, превращаясь в ЗАО МВД, ООО ФСБ, ИЧП Министерство обороны. Будучи de jure госструктурами, они de facto выполняют частный заказ. Отсюда и дипломатия по-газпромовски (когда за приватизацию участка грузинского газопровода фактически «сдается Южная Осетия»), и закрытие глаз на формирование региональных партикулярных режимов (процесс «рамзанизации Кавказа»).

Очевидно, что без "национализации либерализма" реформы не будут восприниматься как "свои", а реформаторы будут рассматриваться только как российские американцы. Ладно бы если бы от отсутствия патриотизма страдал лишь рейтинг Гайдара. Но от этого проигрывают и либеральная идея и сами реформы. Сегодня многие публицисты и политологи, близкие Кремлю (Михаил Леонтьев, Сергей Марков, Вячеслав Никонов), говорят о президенте Владимире Путине как о стихийном «либеральном патриоте». По их мнению, проводя либеральную экономическую политику, Путин позиционирует себя и как реформатор, и как патриот. При этом игнорируется тот факт, что Путина бросает в другую крайность, когда под патриотизмом понимается не российский гражданско-политический национализм, а поклонение советской символике и советским же военным и политическим мифам. Российская же посткоммунистическая действительность рассматривается Путиным и его идеологической обслугой не как период создания новой государственности, а как эпоха анархии и национального провала. Что есть РФ для российского президента? Не более, чем самая большая часть СССР. При таком идеологическом подходе (подмене патриотизма советизмом) идейно-политическая легитимация либеральных экономических преобразований невозможна в принципе. Она невозможна даже при крайнем экономическом либерализме российской высшей власти. Следовательно, у российских либералов впереди непочатый край работы по исправлению политических ошибок выдающегося экономиста.

См. также:

  • Маркедонов. Кризисный менеджмент и вертикаль полумер
  • Маркедонов. Либералы должны стать националистами
  • Маркедонов. Поспешные похороны либерального проекта
  • Найшуль. Откуда суть пошли реформаторы
Маркедонов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).