В 1754 году, после Высочайшего утверждения представленного архитектором Ф.-Б. Растрелли плана строительства, вновь образованная "Контора строения Зимнего Ея Императорского Величества дому" (руководители – п-к Насонов и И. Росси) постановила начать работы по возведению нового императорского Зимнего дворца в Петербурге.
Так был дан старт довольно протяженной строительной эпопеи – созданию того самого Зимнего Дворца, что и поныне (несмотря на неуемную строительную активность губернаторши Матвиенко и ее заместителя Вахмистрова) украшает Дворцовую площадь Петербурга и, наряду с несколькими смежными зданиями, вмещает в себя самый большой музей страны – Государственный Эрмитаж.
Заказчица проекта – императрица Елизавета Петровна – не дожила до сдачи объекта в эксплуатацию буквально считанные месяцы: строительство завершилось в 1762 году, и первым жильцом дворца стал наследник Елизаветы – император Петр III. Которого вскоре сменила свергнувшая его супруга – Екатерина II. Надо сказать, что при всей своей несхожести оба последних венценосца имели общим то, что были людьми иного, нежели Елизавета, поколения. Причем, поколения, пришедшегося на время довольно резкой ломки художественных вкусов. И если для старой Елизаветы роскошное творение Растрелли, выполненное в стиле довольно старомодного по европейским меркам барокко, было вполне гармоничным, то ее на двадцать лет более молодые наследники предпочитали более современную стилистику – рококо и другие переходные к классицизму архитектурно-художественные формы. (А уже к концу екатерининского правления настоящий классицизм воцарился в России со всей непререкаемостью.) Все это стоит иметь в виду, поскольку Екатерина, мыслившая, пожалуй, не менее масштабно, чем губернаторша Матвиенко, все-таки не решилась перестроить Зимний Дворец в угоду своим представлениям о современном, прогрессивном и т.д. Ограничилась лишь отделкой – но и за то спасибо. Причем, не финансы ее ограничивали – строился-то Зимний в еще более трудных условиях: елизаветинская Россия за свой счет вела тогда тяжелейшую войну в Европе (1757-1762) – но дворец все равно возводился с бескомпромиссной практически роскошью. (Лишь иногда случалось экономить – знаменитый Тьеполо, приглашенный расписывать потолочные плафоны, был отклонен ввиду дороговизны запросов.)
Все это – я имею в виду неизменность растреллиевского Зимнего, равно как и остальных его сооружений, – тем более отрадно, что прецедентов сноса дорогостоящих построек ради расчистки места для еще более дорогостоящих царский Петербург знал немало. Вот краткая история решения императорами жилищной проблемы на невских берегах.
Прежде всего откинем сюжеты, касающиеся летних царских обиталищ – от первого петровского деревянного домика, и поныне стоящего на первоначальном месте, и до жемчужин пригородных дворцов – Петергофа, Гатчины, Ораниебаума, Павловска, Царского Села, Стрельны, Ропши. Это – отдельная тема. Ограничимся дворцами "зимними".
Итак, первый зимний дворец или, точнее, дом был построен для Петра где-то к 1708 году. Это было одноэтажное без каких-либо особых украшений здание с небольшим мезонином, в котором размещался рабочий кабинет царя. Дом был деревянным с черепичной крышей. Имел "шесть тесных покоев". Интересно место, выбранное царем для своего жилища. Деловой центр города формировался тогда на правом берегу Невы, возле Петропавловской крепости. С левым берегом, где находилось Адмиралтейство, т.е. верфь, связь была лишь по льду или, при отсутствии такового, – по воде. Во время же ледохода/ледостава связи и вовсе не имелось никакой. Мостов тогда не было, даже наплавных. И, тем не менее, царь решает поселиться поближе к Адмиралтейству, на том же острове. Все пространство между будущим Летним садом и Адмиралтейством было порезано на участки, западая часть которых была роздана корабельным мастерам, а восточная – вельможам. В центре же красовался царский дом.
В январе 1711 года Петр приказал перенести этот дом на правый берег, а взамен построить что-то более просторное. Перенос был успешно осуществлен (благо, деревянные здания позволяют подобные операции), и на Петровском острове этот дом стоял по крайней мере еще в 1714 году. Новый же (второй) Зимний дом начали возводить в апреле 1711 года по проекту Д. Трезини. К зиме строительство и отделка были завершены, и уже в феврале 1712 года в этом дворце состоялась торжественная свадьба Петра и Екатерины Алексеевны. Столь сжатые сроки строительства в угоду нетерпеливости заказчика не могло не повлиять на его качество – впрочем, в подобной спешке строили при Петре не только дома, но и корабли, каковые в результате превосходили ценой в разы купленные за границей аналоги, но служили при этом в несколько раз меньший срок.
Как бы то ни было, второй зимний дом Петра имел уже около сорока помещений и строился по проекту настоящего архитектора. Он был двухэтажным, под черепичной же крышей (редчайшая в нынешнем Питере кровля из настоящей керамической черепицы тогда была весьма распространена в городе), с неизменным мезонином, пилястрами коринфского ордера, тремя ризалитами и несколькими флигелями, в которых размещались вспомогательные службы. Это сооружение простояло до 1726 года, когда было разобрано под наблюдением своего же создателя – Доменико Трезини. Впрочем. Царская семья жила в нем лишь до 1720 года, ибо уже в 1715 году у Петра возникла идея сменить место жительства.
Причин было несколько: во-первых – рост царского семейства и, соответственно, штата его обслуги. Во-вторых – рост представительских запросов и уровня представлений о внешних формах царского достоинства. Надо признать, что вообще двор Петра по меркам того века был довольно скромен и малозатратен – но определенный минимум все-таки требовалось соблюсти, в том числе и по части дворцовой архитектуры.
Была и третья причина – за годы, прошедшие с момента сдачи второго дворца, удалось привести в порядок и укрепить набережную. И теперь можно стало строиться прямо на берегу – о чем Петр мечтал с самого начала. Таким образом, третий зимний дом (дворец) царя решено было возводить на том же участке, но ближе к реке. Более того, царь предполагал прорыть непосредственно у дома специальный канал, соединяющий Неву и Мойку с небольшой гаванью, возле которой следовало возвести эллинг для обслуживающих дворец судов. Старый царский дом таким образом оказывался у нового "за спиной", среди разного рода флигелей и хозяйственных построек. По стандартам того времени в этом месте, однако, должен был располагаться регулярный парк, а вовсе не дом, достойный какого-нибудь амстердамского зажиточного купца. Это, по-видимому, и предрешило демонтаж 1726 года.
Третий зимний дворец возводили в несколько этапов, причем даже по ходу строительства в проект вносились существенные изменения, как правило, увеличивающие размеры здания. Первоначальными авторами проекта были Ж. Б.-А. Леблон и Г.-И. Маттернови, в 1719 году к ним присоединились Трезини, Гербель и Растрелли-старший.
Это был уже безусловный дворец, а не дом, – вполне в стиле тогдашнего североевропейского барокко, двухэтажный, с огромными флорентийскими окнами, богатой лепниной. Архитектурные достоинства его несомненны, и можно лишь сожалеть о том, что он был разобран по указу Екатерины Второй в 1783-1787 годах. Первый переезд царской семьи в завершенную часть строения состоялся в октябре 1720 года. Однако три года спустя, 20 октября 1723 года переезд отпраздновали вновь – когда закончены были основные работы по всему проекту. Такую же гипсовую лепнину можно заказать по приемлимым ценам на Evina.ru. Эта компания производит весьма качественную отделку лепниной, что украсит любое помещение.
В этом дворце Петр скончался. Уже после его смерти в 1726 году под руководством Д. Трезини был выполнен последний этап строительных работ, в ходе которого засыпали гавань, а сам дворец наконец принял облик единого по замыслу и стилю довольно внушительного ансамбля. Очередное новоселье царское семейство справило в нем 14 ноября, хотя небольшие объемы отделочных работ продолжались и в 1727 году.
Двор покинул здание в 1728 году – переехав в Москву, где пребывал до 1733 года. В 1749 году по указу Елизаветы Петровны в Третьем Зимнем дворце поместили лейб-кампанцев, в 1762 Екатерина вернула в него придворных служителей. А в 1783 постановила построить на его месте то, что сегодня называется Эрмитажным театром.
Следующий царский дворец – четвертый – возник уже на другом месте. Собственно, на том как раз, где стоит теперешний Зимний. В 1731 году, когда императрица Анна Иоанновна пожелала вернуть двор в Санкт- Петербург, на этом участке стоял построенный в 1717-1725 годах тем же Леблоном выморочный дворец Апраксина ("Адмиральский дом"), а рядом – конфискованный в 1718 году в казну дом А. Кикина, в котором размещалась морская академия. Дворец Апраксина был едва ли не самым представительным зданием в городе – именно его избрала Анна Иоанновна для своей первоначальной резиденции. Впрочем, и его велено было переделать – все тот же Трезини разработал проект, и сотня плотников в декабре 1731 года начала работы по расширению дворца с учетом запросов любившей пышность и роскошь императрицы. Характерно, что строительство велось из дерева – в очередной, но не последний, как увидим, раз!
Уже в январе 1732 года начались работы на участке, где прежде стоял дом Кикина. Руководил работами Растрелли, причем не вполне ясно какой: отец или сын. Похоже, все-таки – старший. Разборка строений началась в апреле, и хотя те или иные работы велись вплоть до 1736 года, Анна Иоанновна переехала в бывший Адмиральский дом уже с 1733 года. Интересно, что именно в этом, Четвертом Зимнем дворце, уже при Елизавете Петровне впервые была собрана знаменитая Янтарная комната, ныне украшающая Екатерининский дворец в Царском Селе. При Елизавете же, любившей роскошь еще поболе императрицы Анны, дворец подвергался многократным перепланировкам и частичным перестройкам – до тех пор, пока царица не приняла кардинальное решение снести его полностью. Руководил всеми этими работами Растрелли-младший. Он же на время строительства нового дворца спроектировал и построил временный, деревянный. Располагался тот на углу Невского и реки Мойки – там, где недавно был памятный многим кинотеатр "Баррикады", а сегодня – Талион-клуб. Это было здание со 156 помещениями, планировкой в значительной мере повторявшее дворец Анны Иоанновны, – что позволяло вторично использовать декоративные элементы разбираемого сооружения. Возвели его в рекордные сроки – если окончательный проект был представлен 13 февраля 1755 года, то уже 5 ноября Ее Величество торжественно переселилось в свою новую резиденцию. Здесь же она и скончалась 25 декабря 1761 года – опустевший дворец на Мойке стал быстро ветшать, убранство и даже конструктивные элементы его интенсивно расхищались, и в 1767 году Екатерина II распорядилась дворец разобрать. Освободившийся участок был пожалован год спустя генерал-полицмейстеру Н. И. Чичерину.