будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ Совет Федерации
Июль 8, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Непрошенные полномочия

Непрошенные полномочия
7PPvIRKewf3pVnXOA8RPZUggp3D60tOv
Дмитрий Козак. Источник: Пресс-служба Совета Федерации

Вице-премьер Дмитрий Козак в среду представил Совету Федерации готовящиеся правительством основы региональной политики. Чиновник пообещал увеличить гранты развивающимся субъектам, ввести политическую ответственность губернаторов за неисполнение экономических обязательств перед федеральным центром и довести до исполнения реформу полномочий. Правда, обо всех пунктах этой программы говорят уже очень давно, а кое что уже даже сделано.

Дмитрий Козак заявил членам СФ, что перед правительством все еще стоит задача перераспределения полномочий между центром и регионами. Причем главной проблемой регионов, по мнению вице-премьера, является нехватка ресурсов для исполнения полномочий. По его словам, регионы «все чаще предлагают вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социального характера, в связи с недостаточностью ресурсов».

Сейчас правительство пытается подсчитать, сколько полномочий обязаны исполнять субъекты федерации. Пока получается, что с 2005 года центр переда регионам 630 полномочий, а оплачивает в соответствии со всеми процедурами лишь 117. Таким образом Козак признает, что регионы буквально завалены нефинансируемыми мандатами, и непонятно, где искать деньги на их выполнение: или требовать у центра, или обеспечивать за счет собственного бюджета.

Также правительство анализирует полномочия территориальных органов федеральных ведомств. Вполне вероятно, что имеет смысл часть полномочий передать регионам, а сами управления сделать межрегиональными.

Дмитрий Козак пообещал увеличить гранты «динамично развивающимся регионам», а для глав дотационных регионов ввести дополнительную ответственность за невыполнение обязательств перед центром.

 
Дмитрий Козак (справа) во время рабочего визита в Калужскую область с и.о. губернатора Анатолием Артамоновым. 3 июня 2016. Фото: admoblkaluga.ru

Напомним, о передаче регионам части функций надзорных федеральных ведомств говорят, по крайней мере, с 2011 года. Гранты успешным регионам уже выделяются с 2009 года, губернаторы, которые не справляются со своими обязанностями также, согласно закону, с 2012 года несут ответственность: их могу отстранить, если федеральные органы дадут низкую оценку исполнению регионом федеральных полномочий. Москва ни разу не применяла еще один вид наказания - введение внешнего управления или временной финансовой администрации.

Неспешность, с которой правительство пытается решить такую, казалось бы, важную проблему, объяснимо: тяжелое положение публичных финансов далеко не сразу приводит к осложнениям. В последнем докладе «Оценка социально-экономической и политической напряженности в регионах России на начало 2016 года», который был подготовлен экспертами Комитета гражданских инициатив, утверждается, что в большинстве случаев негативные социально-экономические тенденции даже в сочетании с низким качеством политических институтов компенсируются низким уровнем политических конфликтов. Это, как правило, связано с отсутствием в регионах значимых элитных групп, способных конкурировать с губернаторами и выступать в качестве дополнительного организатора протеста.

Но даже в регионах, где наблюдается высокий уровень внутренних конфликтов, проявятся они в первую очередь в виде информационных войн, политических разоблачений и протестного голосования избирателей. Это, конечно, неприятно, но вряд ли может послужить стимулом серьезной реформы российского федерализма.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).