Вице-премьер Дмитрий Козак в среду представил Совету Федерации готовящиеся правительством основы региональной политики. Чиновник пообещал увеличить гранты развивающимся субъектам, ввести политическую ответственность губернаторов за неисполнение экономических обязательств перед федеральным центром и довести до исполнения реформу полномочий. Правда, обо всех пунктах этой программы говорят уже очень давно, а кое что уже даже сделано.
Дмитрий Козак заявил членам СФ, что перед правительством все еще стоит задача перераспределения полномочий между центром и регионами. Причем главной проблемой регионов, по мнению вице-премьера, является нехватка ресурсов для исполнения полномочий. По его словам, регионы «все чаще предлагают вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социального характера, в связи с недостаточностью ресурсов».
Сейчас правительство пытается подсчитать, сколько полномочий обязаны исполнять субъекты федерации. Пока получается, что с 2005 года центр переда регионам 630 полномочий, а оплачивает в соответствии со всеми процедурами лишь 117. Таким образом Козак признает, что регионы буквально завалены нефинансируемыми мандатами, и непонятно, где искать деньги на их выполнение: или требовать у центра, или обеспечивать за счет собственного бюджета.
Также правительство анализирует полномочия территориальных органов федеральных ведомств. Вполне вероятно, что имеет смысл часть полномочий передать регионам, а сами управления сделать межрегиональными.
Дмитрий Козак пообещал увеличить гранты «динамично развивающимся регионам», а для глав дотационных регионов ввести дополнительную ответственность за невыполнение обязательств перед центром.
Напомним, о передаче регионам части функций надзорных федеральных ведомств говорят, по крайней мере, с 2011 года. Гранты успешным регионам уже выделяются с 2009 года, губернаторы, которые не справляются со своими обязанностями также, согласно закону, с 2012 года несут ответственность: их могу отстранить, если федеральные органы дадут низкую оценку исполнению регионом федеральных полномочий. Москва ни разу не применяла еще один вид наказания - введение внешнего управления или временной финансовой администрации.
Неспешность, с которой правительство пытается решить такую, казалось бы, важную проблему, объяснимо: тяжелое положение публичных финансов далеко не сразу приводит к осложнениям. В последнем докладе «Оценка социально-экономической и политической напряженности в регионах России на начало 2016 года», который был подготовлен экспертами Комитета гражданских инициатив, утверждается, что в большинстве случаев негативные социально-экономические тенденции даже в сочетании с низким качеством политических институтов компенсируются низким уровнем политических конфликтов. Это, как правило, связано с отсутствием в регионах значимых элитных групп, способных конкурировать с губернаторами и выступать в качестве дополнительного организатора протеста.
Но даже в регионах, где наблюдается высокий уровень внутренних конфликтов, проявятся они в первую очередь в виде информационных войн, политических разоблачений и протестного голосования избирателей. Это, конечно, неприятно, но вряд ли может послужить стимулом серьезной реформы российского федерализма.