Одна из самых резонансных новостей конца прошлой недели — о списании многомиллиардного долга за газ населению Чечни, получила продолжение. Власти республики объясняют произошедшее спецификой региона и боевыми действиями, компания «Газпром» подаёт апелляцию и утверждает, что боевые действия тут не при чём, Генпрокуратура начинает служебную проверку, представители Кремля заявляют об отсутствии позиции по данному вопросу.
Напомним, ранее районный суд Грозного обязал «Газпром межрегионгаз Грозный» списать задолженность населения за газ в размере более 9 млрд рублей. Соответствующее сообщение появилось на сайте чеченской прокуратуры 18 января. В нём говорилось, что ведомство установило, что компания, нарушая закон и внутренний приказ, не составляла документы, необходимые для списания задолженности. Помимо этого, ее нельзя взыскать, потому что истек срок исковой давности. При этом прокурор подчеркнул, что речь не идет о предоставлении жителям Чечни каких-либо льгот и дополнительных преференций в вопросах списания их долгов. «Принятые прокуратурой меры направлены на обеспечение исполнения ООО "Газпром межрегионгаз Грозный" предусмотренного законодательством и актом ООО "Газпром межрегионгаз" механизма по списанию безнадежных к взысканию долгов населения», — говорится в сообщении.
Такое решение в республике обосновали тем, что требования оплатить коммунальные долги создают в обществе социальную напряженность и могут повлечь протестные выступления населения. Новость вызвала бурную реакцию общественности во многих регионах России. По всей стране депутаты стали высказывать предложения списать долги населения своего субъекта за ЖКХ по примеру Чечни. А депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный заявил, что долги за коммунальные услуги необходимо простить в масштабах всей страны.
«Можно ждать исков со стороны "Газпрома" и потом заявлять об исковой давности, а можно сделать в централизованном порядке, как это сделала прокуратура Чеченской Республики. Это касается не только долгов за газ, это касается долгов и по другим коммунальным услугам, за тепло, за электроэнергию, которые тоже за пределами трёх лет безнадёжны к взысканию», — уточнил парламентарий.
Министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чечни Джамбулат Умаров объяснил списание спецификой региона. Он также заявил, что республика не пользовалась газом «вплоть до полного окончания боевых действий и несколькими годами позже». «Чеченская Республика в данном случае за время вот той задолженности, которая образовалась в течение боевых действий, платить не должна. И я считаю, что это совершенно правильно», — добавил Умаров.
В «Газпроме» решение суда первой инстанции назвали несправедливостью по отношению к добросовестным плательщикам и нарушением правовых норм и подали апелляцию. В прилагаемой справке сообщается, что дебиторская задолженность,в отношении которой суд вынес вердикт составляет 9,353 млрд рублей, этот долг скапливался почти восемь лет, в период с 1 января 2007-го года по 30 сентября 2015 года, уже после окончания боевых действий. Общий объем просроченной задолженности всех категорий потребителей за потребленный газ на территории Чеченской республики на начало декабря больше 16 млрд рублей, в том числе населения — больше 13 млрд рублей.
Заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Валерий Голубев отметил, что суд не исследовал реальное истечение сроков исковой давности и что признание задолженности безнадежной, то есть возможной к списанию, осуществляется непосредственно хозяйствующим субъектом, с учетом совокупности сложившихся обстоятельств. «Суд не запрашивал, а компания соответственно не представляла данные, позволяющие отнести данную задолженность к безнадежной», — подчеркнул Голубев и отметил, что период накопления долга никак не связан с периодом военных действий в республике. «Долги возникли в связи с низкой платежной дисциплиной населения», — заявил зампред.
Сегодня Генпрокуратура России назвала иск прокуратуры республики необоснованным, так как по закону «истечение срока исковой давности является не единственным условием списания дебиторской задолженности». «Такая задолженность подлежит списанию только в случае признания ее нереальной для взыскания. Нереальность взыскания определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом», — объяснили в Генпрокуратуре и сообщили о начале служебной проверки, обратив внимание «на недопустимость вмешательства органов прокуратуры в оперативно-хозяйственную деятельность организаций».
Ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя предложения о списании задолженности за газ в ряде регионов, отметил, что тема списания долгов за газ населению является чрезвычайно сложной, при решении подобных вопросов должны учитываться интересы и граждан, и "Газпрома" как поставщика услуг. По словам Пескова, у Кремля не выработано какой-либо позиции по данной теме.