Мосгордума приняла поправки к городскому кодексу об административных правонарушениях, устанавливающие штрафы за «рекламу на асфальте». После того, как законопроект одобрит мэр города, за «несанкционированные надписи и рисунки» на покрытиях «дорог, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек» будет установлен штраф от 500 рублей до 2,5 тысяч рублей.
Эта санкция, конечно, не касается рисунков мелом: штрафовать будут только за изображения и надписи, выполненные «стойкими материалами». Причем юридическим лицам, совершившим это правонарушение, грозит штраф на сумму от 7,5 до 15 тысяч рублей. Очевидно, в данном случае имеются в виду, прежде всего, не заказчики, чью вину будет довольно сложно доказать, а фирмы-исполнители: их количество в последние несколько лет быстро росло.
Закон и раньше предусматривал ответсвенность за «размещение объявлений и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест», а также за «несанкционированное нанесение надписей, изображений». Но в соответствующей статье КоАП Москвы под номером 8.13 речь идет о «зданиях, сооружениях и инженерных коммуникациях». Поэтому «правовое положение» асфальта до сих пор оставалось неурегулированным.
Запретить рекламные объявления на тротуарах законодатели пытались на федеральном уровне еще в 2011 году. Законопроект внес депутат «Справедливой России» Олег Михеев. Документ находился на рассмотрении Госдумы больше двух лет и в марте 2013 года был отклонен.
В официальном отзыве правительства сказано, что принятие законопроекта является нецелесообразным, поскольку у «дорожных покрытий» всегда имеется владелец, а действующие нормы Гражданского и Административного кодексов и так позволяют ему потребовать компенсацию в случае повреждения имущества. Более того, по мнению экспертов правительства, такой запрет мог бы нарушить права собственника, который волен распоряжаться имуществом по своему усмотрению, в том числе разрешать нанесение надписей.
«Запрет распространения рекламы указанным образом ограничит собственника в реализации правомочия распоряжения имуществом… В случае несогласия собственника имущества с размещением рекламы на поверхности велосипедной или пешеходной дорожки либо тротуара он вправе запретить такое использование имущества либо устранить рекламу с соответствующей поверхности за счет разместившего ее лица или самостоятельно с последующим взысканием расходов», – сказано в отзыве правительства.
Данное возражение, конечно, не лишено смысла, особенно на фоне многочисленных призывов Федеральной антимонопольной службы, которая уже несколько лет настаивает на введении официального регулирования рекламы на тротуарах. Однако в Москве эта проблема явно приобрела иной характер и другие масштабы. Городским властям регулярно приходится слышать жалобы москвичей на то, как реклама меняет облик города. И успешность решения вопроса может, в известной степени, повлиять на мнение избирателей о действующей власти.
Судя по количеству красочных объявлений на тротуарах, сейчас в Москве надписи на асфальте — это целая подотрасль рекламного рынка. По первому же запросу в поисковике появляются сотни фирм, предлагающих такие услуги всем желающим за умеренную плату.
Например, изготовление пластикового трафарета шириной 60 см и длиной 90 в среднем обойдется в 700 – 900 рублей. А средняя «цена нанесения» еще ниже: «солидные» фирмы предлагают выполнить рисунок особо устойчивой краской и покрыть его лаком за 500 рублей. Но многочисленные конкуренты «занимаются демпингом», и просят всего около 180 рублей за монохромное объявление. Минимальный объем заказа обычно лимитирован и начинается от нескольких тысяч рублей.
Вероятно, еще дешевле будет нанять пару студентов, вооружив их баллончиками с краской, но в любом случае расценки зависят от количества цветов и размера изображения. Есть, конечно, и фирмы, предлагающие нанесение рисунков настоящим художником без трафарета или даже создание на асфальте искусных изображений, создающих впечатление трехмерной картинки. Здесь цены регулируются в индивидуальном порядке.
Вопрос законности этих услуг пока решался заказчиками и исполнителями вполне однозначно: все, что не запрещено – разрешено. На многих сайтах, рекламирующих размещение объявлений на тротуарах, есть целые разделы, посвященные правовой стороне вопроса. В основном рекламщики убеждают клиентов в том, что из-за существующего пробела в законодательстве санкций со стороны властей последовать не может.
Впрочем, некоторые фирмы предупреждают, что не станут заниматься объявлениями о каких-либо незаконных товарах или услугах. А самым большим нравственным достижением отдельных исполнителей стал отказ от «проведения работ вблизи памятников истории и культуры».
Если бы в создавшихся условиях московские законотворцы решили регулировать размещение рекламы на асфальте, вместо того, чтобы запретить ее, то, вполне вероятно, что тротуары вскоре оказались бы покрыты сплошным ковром разноцветных объявлений. Официальное регламентирование этого вида рекламы было бы воспринято как разрешение, а отследить после этого «легальные» и «нелегальные» надписи стало бы очень трудно.
После поправок, внесенных Мосгордумой в городской КоАП, ситуация, возможно, начнет меняться. В конце концов, кампания по борьбе с засильем рекламы в столице, которая началась поле прихода к власти Сергея Собянина, уже принесла некоторые плоды. Городские власти очистили улицы от надоевших растяжек, убрали многие неоновые вывески и огромные рекламные баннеры с крыш и фасадов домов.
С другой стороны, надписи на тротуарах – это как раз тот вид наружной рекламы, который контролировать сложнее всего. Определить фирму-исполнителя по рисунку невозможно, ловить студентов, раскрашивающих асфальт по ночам, никто не станет. И введение штрафов вряд ли моментально решит данную проблему.
Похожий пример – бумажные рекламные объявления, которыми пестрят остановки общественного транспорта: пытаясь побороть это явление, власти города в марте этого года ввели ответственность даже для «должностных лиц», отвечающих за «работы по удалению самовольно размещенных объявлений». Но пока «бумажный спам» тоже никуда не исчез.