Правительство утвердило многократное повышение утильсбора на машины с 2020 года. Уровень роста сбора будет зависеть от сегмента и, в первую очередь, коснется легковушек. По мнению автоэкспертов, повышение вызовет дополнительный рост цен на транспортные средства.
Постановление об индексации ставки утильсбора с 1 января, подписанное премьером Дмитрием Медведевым десять дней назад, сегодня появилось на сайте правительства. Отмечается, что целью принятого решения является создание условий для развития экологически безопасных технологий по переработке отходов. При этом в в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака объяснили, что повышение ставок станет реакцией на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты.
Утилизационный сбор ввели семь лет назад — сначала для производителей, которые импортируют машины, но затем его распространили и на тех, кто собирает автомобили в России. Последний раз утильсбор повышали в 2018 году. Сейчас он составляет 33 тысячи рублей для машин с объемом двигателя до 1 литра, 84 тысячи рублей для машин с объемом двигателя до 2 литров и 126 тысяч рублей на автомобили до 3 литров.
Со следующего года ставки больше всего вырастут в сегменте легковых автомобилей — в среднем на 110,7%. При этом машины с двигателем до 1 л пострадают меньше (рост на 46,1%), а машины с двигателем от 3,5 л — больше (рост на 145%). В последнюю категорию, уточняют в «Авилоне», в основном попадают внедорожники и премиальные седаны. Утильсбор на самый массовый сегмент автомобилей (двигатель 1–2 л) увеличивается почти на 112,4%. Индексация уже учтена в проекте бюджета на 2020 год. Ожидается, что поступления от утильсбора вырастут на 150,2 млрд рублей в 2020 году и в 48 млрд рублей в 2021-м.
О том, что повышение ставки утильсбора станет одним из факторов роста стоимости автомобилей в 2020 году, в октябре уже предупреждали автодилеры. После появления информации о том, что Минпромторг предлагает поднять утильсбор, ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направила письмо на имя президента Владимира Путина, к отором предупредили, что это решение может негативно отразиться на авторынке. Помимо роста цен на сами авто, рост утильсбора может сделать некоторые автобренды нерентабельными в продаже. А это может привести к закрытию 200–300 дилерских центров и увольнению 20 тысяч человек, утверждали автодилеры. После этого Минпромторг задумался об отказе от значительного повышения утильсбора в следующем году и его переносе на 2021 год. Вместе с тем собеседники издания отмечали, что с 2020 года ставка утильсбора все же поднимется для компенсации снижения ввозных пошлин.
Дилеры также ждут, что спрос на автомобили вырастет в конце года – пока цены не повысились. Декабрь – традиционно самый благоприятный месяц, когда интерес покупателей в среднем растет на 5-10%, сообщил «Коммерсанту» автодилер «Авилон». Он оценивает повышение цен после нового года в 3-5%. «Автоспеццентр», напротив, значительного роста спроса не ждет: у россиян нет свободных средств, и они закредитованы, считает компания. Для клиентов премиальных марок повышение цен значения не имеет, добавил дилер.
«С учетом того, что сейчас автомобильный рынок и так не очень здоров и находится в состоянии такой деградирующей стагнации, подобные вещи, естественно, не будут стимулировать продажи новых автомобилей, а приведут только к тому, что, скорее всего, будет еще больше затруднений. Поэтому я такую меру не назвал бы своевременной, наверное, те, кто принимал это решение, все-таки немного поспешили», — заключил заместитель главного редактора международного проекта MotorOne.com Юрий Урюков.