будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 20, 2025
Страна
Рузов Леонид

Нет предела нашей последовательности!

Нет предела нашей последовательности!
98_16

Согласитесь, шума и разговоров о русском марше 4 ноября было много, само же утреннее мероприятие на Девичьем поле завершилось, скорее, пшиком. Пришли туда – если усреднить оценки разных наблюдателей – тысячи полторы человек. Кроме того, имели место акции, параллельные действу, – в "День народного единства" таковое не наблюдалось даже среди профессиональных патриотов, воспринявших праздник близко к сердцу.

"Перпендикулярный" же митинг антифашистов на Болотной площади в два часа дня 4 ноября собрал народу раза в два поменьше, чем сходка на Девичьем, – оценки разнятся от шести сотен до тысячи человек. Неисправимые оптимисты, правда, говорили о двух тысячах, но мы-то с вами понимаем: если даже романтики в своих мечтах воспаряют до таких чисел, то дело – швах...

Собрание на Болотной, в свою очередь, представляло собою расширенный состав митинга, состоявшегося на Лубянке, у Соловецкого Камня, 30 октября в шесть пополудни, – там было человек примерно четыреста. 30 октября – день со сложным названием "Памяти жертв политических репрессий" – тоже ознаменовался "народным единством": у того же камня митинговали ещё и в полдень, так что не все журналисты могли загодя разобраться и понять разницу. Как отметил Андрей Колесников, не прижилась дата...

Наконец, другая дата, глубоко укоренённая, всем памятная, но от этого не менее странная, – "Октябрьская революция, которую эти загадочные русские почему-то отмечают 7 ноября" – также была ознаменована митингованием коммунистов...

*****

Что было общего у всех этих народных собраний и гуляний? Все они, так сказать, выпали из информационного пространства, будучи отражены лишь столь же второ- и третьестепенными медиа…

Так что, повторюсь, уличная активность на самом деле была "невиданная" – большинство наших соотечественников её так и не увидели.

А всё потому, что "не идущие вместе" члены ряда теперь принято объявлять "ничтожно малыми" и на этом основании отбрасывать. Наше "текущее состояние" – то ли "управляемая", то ли "суверенная" демократия – сводится к моде на упрощённое видение всего и вся, к отбрасыванию всего "второстепенного", будь то члены ряда или члены предложения. Остаётся желаемое, искомое – константа, сиречь стабильность.

"Подлежащее – камень, сказуемое – не течёт".

Однако дьявол – или возможность перемен? – как всегда, кроется в деталях. В малом. В отброшенном...

Объяснение, впрочем, соблазнительное для любых маргиналов: "Нас старательно не замечают – значит, опасаются, значит, мы сила, сила, сила!.."

Кто прав – или неправы все?

Что-либо понять можно, обратившись к тому самому "малому", отброшенному и пропущенному. Не рискуя претендовать на правоту, тем более – на полноту, ограничусь несколькими замечаниями.

*****

Зачем вообще замышлялся День народного единства? Странный вопрос – для этого самого единства и замышлялся. Чтобы, значить, объединить все члены ряда вместе, в первый член, в константу, а остальное отбросить...

Получилось, на первый взгляд, нечто непонятное. Не то, чего хотели.

Праздник, изначально объявленный днём изгнания поляков из Москвы, объединить мог только тех, кто хотел бы кого-нибудь поизгонять.

Ну и получили прошлогодний "правый марш" со вскинутыми в нацистских приветствиях руками, с соответствующими речами и призывами. Получили и в этом году – намерение повторить...

А вообще-то возведение Польши в главные исторические антагонисты России ставит саму же нынешнюю российскую власть в странное положение: "Скажи мне, кто твой враг, – и я скажу, кто ты..."

Если (как заметил Александр Даниэль) выводить нашу современность прямиком из периода "до 25 декабря 1917 года" – так сказать, "минуя социализм", – то объявление нашим супостатом и супротивником бывшей составной части Российской Империи выглядит странно и немного местечково.

Впрочем, ещё более странно смотрятся нынешние пляски вокруг костра с заклинаниями в адрес другой части Империи – Грузии. Но прошлогодние избиения поляков в Москве – когда "неизвестные хулиганы" отловили и по отдельности отдубасили ровно столько журналистов, сколько было в Польше единовременно побито русских подростков, детей наших дипломатов, – стоят "сезона охоты" на грузин...

Если же, по последней моде, всё-таки считать Советский Союз продолжением Российской Империи, то опять-таки странно назначать врагом бывшего члена Варшавского договора. Тут, скорее, мы отдаляемся к 30-м годам, когда Польша была "вероятным противником" Красной Армии. То есть отсылка идёт не к послевоенным годам, а к веку "довеликодержавному", отнюдь не золотому и не классическому... Зачем?

Тогда, кстати, особенная нелюбовь советского генералитета и Политбюро к Посполитой объяснялась во многом памятью о позорном поражении 1920 года. Теперь у ностальгирующих по СССР тоже есть пара претензий к полякам – "Солидарность" и Катынь. Но зачем это выпячивать? Ведь тем самым светлый образ великой державы и "великой эпохи" сводится к палачеству и кровопийству. Что, в общем, правда... Но зачем же вот так, самим признаваться?

В общем, провозглашение праздником 4 ноября указало на то, какое место в современном мире отводят России её нынешние "вожди"...

*****

Но это – лишь следствие изначального замысла: положить в основу "новой русской идеи" "негативную идентичность" (да простят меня Гудков и Дубин за неточное употребление этого понятия!), плюс, за неимением лучшего, построить политику как "историю, опрокинутую вперёд".

На этом пути, если даже мы вернёмся в своих исканиях в наши нынешние границы, то любые победы прошлого, в которых обозначен конкретный противник (будь то Куликовская битва, взятие Казани, сибирский поход Ермака или завоевание Кавказа), будучи названы в качестве повода к народному единению, с неизбежностью вызовут две трудности.

Найдутся те, кто воздержится от объединения по предложенному поводу – татаре ли, черкесы, Бог знает кто... Они, того гляди, учинят свой не совсем русский марш, что уж точно противоречит изначальной идее светлого праздника... или, наоборот, – к несчастью, из неё проистекает.

*****

Найдутся и другие – кто разберёт по косточкам укладываемую в основание прожекта историческую кончепцию... И что же он в этих косточках обнаружит, даже не будучи Кювье?

Князь Дмитрий Иванович, представитель прези... то есть хана в Западном федеральном улусе, выступив против узурпатора Мамая и восстанавливая в ходе битвы меж Доном и Непрядвой конституционный порядок в Орде, – полагал ли он, что от ига оной Орды освобождается? Считал ли он свою победу – победой Руси? Скорее уж – Москвы, ведь Русью тогда не реже называли земли, находившиеся не под Ордой, а под Литвою...

А победа Ермака – носителя не только власти Руси, но и русской культуры – над дикими ордами Кучума? Тут-то писания и телевизионные постановки последних лет не оставили места для сомнений! Увы, хотя отряд казаков-наёмников полевого командира Ермака Тимофеевича и вынудил Кучума откочевать на Восток, но его переписка с царём Борисом длилась много лет: Годунов звал к себе, обещал отдать в княжение Рязань или что получше... А Кучуму, воспитанному в Хиве и Бухаре и до старости оставшемуся "книжным мальчиком", власть была не нужна. Он писал: "Мол, казаки твои пограбили караван, где для меня были книги и очки, – так вот книги они небось пожгли, но хоть очки пускай вернут, мне, старому человеку, без очков тяжело!"

События же 1613 года до меня все уже разобрали: чего уж тут повторять?..

Так что с "историей, опрокинутой вперёд", лучше бы поосторожней.

*****

А с "негативной идентичностью" – тем более.

Не мною сказано, что главный вопрос для России сегодня – это вопрос о "других".

Мы никак не можем определить себя иначе, как по отношению к этим "другим", – это, к сожалению, данность или почти что данность...

Остаётся второй вопрос: как именно мы себя по отношению к ним определяем?

"Другие" – кто они?

"Чужие", враждебные, "объект атаки" – или всё-таки "иные", объект доброжелательного интереса и субъект диалога?

Пока на этот вопрос даётся очевидный, казалось бы, ответ: "Другие" – это "чужие".

Со всеми вытекающими последствиями. К сожалению, отнюдь не продуктивными.

А недобры молодцы с фашистским салютом – это лишь одно из этих закономерных следствий...

*****

Впрочем, эти последствия идут по разряду идеологии и стратегии. Каковы же практические и тактические результаты учреждения год назад Дня народного единства?

Продолжение следует

См. также:

  • Локшина. «Скины и футбольные фанаты!»
  • Быков. Страшнее кошки
  • Локшина. Как выращивают экстремистов
  • Долгин. День борьбы с чужаками
  • Лейбин. Предпохмельный синдром
  • Иванов. Великая Казанская Социалистическая Богоматерь

См. также другие тексты автора:

  • Память о Беслане
  • Невидимая рука
  • Адский отжиг
  • Изобретатели и рационализаторы
  • Бред реформаторства
  • Время уклоняться от объятий
Рузов Леонид
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).