В Мурманске, на 82-м судоремонтном заводе, в ночь на вторник затонул один из крупнейших в мире плавучих доков ПД-50, в нем проводился ремонт единственного российского авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В результате инцидента в микрорайоне Росляково пострадали четыре человека, еще один пропал без вести.
ЧП произошло во время планового выхода из дока «Адмирала Кузнецова». Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на свои источники, из-за перебоя в подаче электроэнергии цистерны ПД-50 заполнились водой, после чего док, в котором находились работники завода, ушел на дно. Во время происшествия, как сообщается, спаслись около 60 человек — они смогли вовремя покинуть плавдок. Пять человек не успели этого сделать — четверых достать, поиски пятого человека продолжаются.
Руководитель мурманского территориального Центра медицины катастроф Виктор Рогалев сообщил, что упавшие в воду получили переохлаждение. Трое в состоянии средней степени тяжести были доставлены в медсанчасть «Севрыба», один с ранением брюшной полости — в городскую больницу Мурманска, его состояние признано тяжелым.
Во время инцидента, по данным мурманского издания «СеверПост», упали два башенных крана, причем один из них — на сам авианосец, в результате чего была повреждена взлетная палуба. ТАСС со ссылкой на президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова сообщил, что есть также повреждения корпуса. «Объемы ущерба мы сейчас оцениваем. На палубу упал кран с высоты примерно 15 м, понятно, что там есть и повреждения корпуса, и повреждения палубы, но, к счастью, это произошло на тех участках, которые не связаны с эксплуатацией какого-то "жизненно важного" оборудования крейсера», — сказал Рахманов.
Теперь специалисты должны оценить повреждения, которые нанес кран. Также планируется, что корабль обследуют водолазы.
Губернатор Мурманской области Марина Ковтун сообщила, что док был полностью затоплен уже к 3:30 утра, а «Адмирал Кузнецов» на буксире выведен из дока на безопасное расстояние. «О причинах ЧП пока говорить рано. Выводы будут делать следственные органы», — заявила она.
Однако, как сообщают информагентства, по предварительным данным, затопление дока произошло в результате нарушения правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений. Из Санкт-Петербурга уже выехали сотрудники отдела криминалистики и следователь отдела по расследованию особо важных дел.
Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту нарушения правил безопасности при организации ремонтных работ, повлекшего по неосторожности смерть человека. По предварительным данным следствия, причиной ЧП стало нарушение правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений. «В результате произошедшего пострадали пять человек: четверо работников извлечены из воды с признаками обморожения и доставлены в медицинское учреждение, один считается пропавшим без вести», — сообщили в Следственном комитете.
Сейчас «Адмирал Кузнецов» отбуксирован на 35-й судоремонтный завод, который входит в состав «Звездочки»).
ПД-50 — один из крупнейших плавучих доков в мире. Его построили в 1980 году в Швеции по заказу советского флота. Он предназначен для ремонта крупных надводных кораблей и подводных лодок, в том числе «Адмирала Кузнецова» и тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Другой плавучий док, с помощью которого можно ремонтировать эти корабли — ПД-190, но он на данный момент находится в Новороссийске и принадлежит местному порту.
Пока нет ясности, будет ли поднят ПД-50, сообщил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. «Глубины у причальной стенки 82-го завода весьма большие. Даже не опираясь на техническую возможность, эта операция будет непростой и, скорее всего, очень дорогостоящей», — сказал он.
«Адмирал Кузнецов» — не «чистый» авианосец, он обладает ракетным вооружением и на этом основании считается «авианесущим крейсером». Он был сдан и зачислен в состав Северного флота в 1991 году. Последний дальний поход корабля был совершен с ноября 2016 года по январь 2017 года к берегам Сирии, где «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России. Именно тогда корабль впервые принял участие в боевых действиях. 14 ноября 2016 года во время захода на посадку потерпел крушение МиГ-29К, летчик выжил. Многим тот переход из Баренцева в Средиземное море запомнился тем, как двигатели корабля «дымили», проходя мимо берегов Европы — дело в том, что у «Адмирала Кузнецова» двигатель не атомный, как у многих кораблей и судов такого размера, а дизельный. После этого похода, во время которого корабль прошел 18 тысяч морских миль, «Адмирал Кузнецов» и был отправлен на ремонт.