СМИ публикуют периодически обновляющиеся списки профессий, которые будут популярны в недалеком будущем. Многие из существующих профессий не входит в эти списки, а сами списки зачастую представляют собой довольно короткий перечень.
Побеседовать с «Полит.ру» на тему потенциально востребованных профессий и задач, которые стоят перед государством, вузами и школьниками в этой связи, согласилась Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы. По ее мнению, в реальности многие профессии, которым сейчас отказывают в признаках востребованности, на деле все же не смогут исчезнуть быстро, так что поле для выбора у абитуриентов много шире, чем это можно предположить по публикациям в прессе и рекламе вузов.
«Дискуссия о том, что изменения в мире профессий связаны с изменениями в экономике, развитием так называемой цифровой экономики, с тем, что диджитализация якобы очень быстро будет захватывать все сферы деятельности, а не только производство, идет уже некоторое время. Отчасти это правда: цифровизация проникает в здравоохранение, в образование; социальная сфера также имеет уже много форм, связанных с IT-технологиями. Но в то же время традиционные профессии никуда не уходят: врач — это врач, медсестра — это медсестра, и потребность в них есть колоссальная. Мы это неоднократно слышали это от первых лиц Министерства здравоохранения.
В сельской местности, кстати, до сих пор наблюдается большой дефицит врачей и так далее. То же самое относится к педагогической области: учителя на селе очень нужные, недаром была открыта соответствующая государственная программа. То есть то, к чему мы привыкли и что считали очень важным в профессиональном отношении, будет существовать и завтра, и послезавтра, и через год, и еще долго. Так что говорить о том, что эти неперспективные специальности куда-нибудь денутся, достаточно нелепо.
Часть традиционных специальностей действительно уже ушла, соответствующие отделения или даже факультеты некоторых вузов были закрыты. Например, перестали готовить гидов, сотрудников музеев — просто взяли и убрали эти специальности из практики. И что? Электронный гид очень сильно помогает социокультурно вырасти? Нет, это не так. К тому же не думаю, что так, как с профессией гидов, будут поступать с профессиями в области медицины и области педагогики. Эти специалисты нужны, очень нужны и востребованы. Так что говорить выпускникам школ, будто такие профессии совсем не перспективны, неправильно. Это обман.
Что касается инженерных специальностей, то все более и более растет восприятие их значимости. Уже и в обществе по-иному на них смотрят, и само профессиональное сообщество начинает себя идентифицировать со значимыми изменениями в экономике. К примеру, инженер пришел сегодня и в то же здравоохранение — в этой области появилась уже много рабочих мест, где требуется инженерное образование и есть роботизация. И вообще роботизация сегодня пришла в очень широкий спектр профессий. Это следует учитывать. Нужно разъяснять школьникам и студентам реальные перспективы на рынке труда, надо объяснять, что они для себя могут сделать полезного в процессе выбора специальности и последующего обучения.
Сегодня, согласно исследованиям нашего Института, значительная часть уже работающих дипломированных специалистов (около половины, если быть точной), не интересуется и не испытывают какого-либо любопытства к вопросу, на какой должности работать и чем заниматься. К сожалению, и студенты, которые пока еще не стали специалистами (примерно треть их, по нашим данным), тоже так думают. Значит, когда они когда выбирали вуз или суз и специальность для учебы, им тоже было все равно! А это означает, что их обучение — впустую затраченное время. Ведь трудовая жизнь должна быть полезной, интересной и важной для самого человека прежде всего.
Конечно, знать о мире профессий и о перспективе своей жизни — очень и очень важно. Люди должны понимать, изучая рекламу той или иной специальности в интернете, что стоит задача выбрать для себя сферу, которая для них важна и впредь будет важна. Например, сегодня очень много внимания уделяется сельскому хозяйству. Сейчас оно в России на подъеме, государство активно заботится о том, чтобы это происходило. Отсюда простой вывод: значит, нужны будут те, кто станет работать на селе. Нужны представители разных конкретных специальностей.
Есть вузы — например, Тимирязевская академия, — где готовят таких специалистов. Но нужно, чтобы школьники знали, что это перспективно, что они найдут себе работу. А ведь государство поддерживает тех, кто работает на селе, в таких программах, как, например, "Сельский доктор", "Сельский учитель", в аналогичной программе для работников промышленного комплекса, причем поддерживает хорошо — в плане жилья, в плане оплаты. Разве это не хороший мотив для того, чтобы выбрать такую профессию?
Или, к примеру, сегодня появилось очень много профессий, связанных с такой быстро развивающейся областью деятельности, как страхование. Этому тоже надо учиться. Все более значимой и масштабной становится и финансовая сфера: у всех нас на слуху многочисленные сообщения о закрытии банков, произошедших из-за того, что профессиональная деятельность в этих банках осуществлялась некачественно. Значит, в эту сферу также должны приходить хорошо подготовленные специалисты. То есть для молодых людей эта область должна стать очень привлекательной.
Очень большие перспективы президент России в своем послании обозначил по инфраструктуре — речь шла об инфраструктуре городов, других поселений. А это означает, что возрастает потребность в архитекторах, в психологах городской среды, в дизайнерах, в проектировщиках. То есть, очевидно, что потребуется провести широкий спектр работ в тех областях, на которые молодые люди в последнее время обращали мало внимания. Взять хотя бы тему обновления городов: посмотрите, как похорошела сегодня Москва! И это тоже произошло благодаря тому, что стали популярны новые виды работ, и, значит, сделались более популярными такие профессии, как городской ландшафтный дизайн, например.
В области экологии также появляется много новых если не профессий, то специальностей. Но, к сожалению, информация о нужных профессиях, которая распространяется широко, является какой-то зауженной. Например, нередко пропагандируют только профессии, связанные с IT, и молодежь начинает думать практически только о них, а о других вариантах не вспоминает. Хотя, допустим, если говорить о масштабном дорожном строительстве, то очевидно, что потребуются инженеры и другие специалисты, и для них точно будут рабочие места. И это будет работа перспективная, оплачиваемая.
Так что я бы сказала, что спектр актуальных профессий не сужается, а расширяется. А при том состоянии, в котором сегодня прибывает экономика, нет причин считать, что традиционные профессии скоро исчезнут. Они будут отмирать или меняться, но это произойдет эволюционным путем, а не резко. И не надо думать, что им не нужно уже учиться. Нужно! А вообще в жизни всегда все меняется, и с какой-то стартовой профессии или специальности потом путем переобучения и с учетом складывающихся обстоятельств можно перейти на другую, либо используя свой стартовый капитал знаний и навыков, либо переобучившись на радикально иную специальность.
По поводу таких видов профессий, как профессии, связанные с государственным муниципальным управлением, также можно сказать многое. Сейчас часто говорят, что по ним готовят избыточно много специалистов. Но давайте вдумайся в детали и в результат. Может быть, туда поступили люди, которые в этой сфере профнепригодны? И именно поэтому они не смогли трудоустроиться. Или трудоустроились, но им стало неинтересно. Или они не сумели справиться с работой. Возьмите, к примеру, сельские муниципальные образования или образования типа малых городов: там очень остро стоит вопрос об управленческих кадрах. Их надо готовить! Ребята, конечно, должны понимать специфику проживания в этих небольших поселениях, но готовить эти кадры все равно надо.
Или, допустим, взять профессию тренера. Тут тоже есть огромный дефицит кадров, а ведь это очень интересное направление работы! Тем более, что спорт значимо улучшает имидж того же города, или какого-либо спортивного объединения, или даже страны в целом. Для тех ребят, кто уже почувствовал вкус к спорту, такая дорога вполне открыта: ведь кадры действительно нужны.
Так что если разбираться, то оказывается, что круг возможностей для получения профессий не столь уж узок. Но главное, чтобы профессия была молодому человеку очень любопытна, интересна. Больше того, он должен иметь о ней некое представление еще до обучения, прежде чем принять решение о том, что он будет получать именно эту профессию. И, конечно, он не должен идти на поводу у тех, кто ведет досужие разговоры о том, что большое количество профессий и специальностей уже в ближайшие годы исчезнут. Для того, чтобы это произошло, нужны новые открытия, и открытия крупные. Нужно также, чтобы в экономике или социальной сфере произошли какие-то кардинальные изменения и возникли основания для появления новых рабочих мест. Так вот, ждать таких перемен по крайней в ближайшие три года не следует.
Я очень надеюсь что все же, что вузы и сузы, среднеобразовательные учебные заведения, займут более активную правильную позицию в рекламировании себя. Надеюсь, их разъяснения станут более эффективными, как и демонстрации значения тех специальностей и профессий, которые нужны сегодня и будут нужны по крайней мере ближайшие пять лет.
Если припомнить те амбициозные планы, которые обозначил в своем послании и последовавших выступлениях президент России, и если вспомнить, что они будут реализовываться в виде программ и проектов, то, естественно, возникнет необходимость спрогнозировать, через какое количество времени действительно начнет меняться структура профессий и специальностей и их востребованность. Будем надеяться, что это действительно произойдет, и произойдет в строки, которые были обозначены — к 2020, 2025, 2030 годам.
А сегодня молодым людям надо выбирать области деятельности и обучения, где у них прогнозируется высокая вероятность удачного трудоустройства и благополучной трудовой жизни. И очень жаль, что многие из них вообще не хотят ориентироваться в той реальной практике, которая называется рынком труда. Профессию зачастую выбирают "за компанию" — мол, друг пошел, и я пойду, или под впечатлением от какого-нибудь кино, или решив, что крутая профессия у соседа. То есть выбор идет ассоциативный, и человек совершенно не задается вопросом, чем занимаются на этом рабочем месте», — сказала Любовь Храпылина.