будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна
Шушарин Дмитрий

Незаметная катастрофа и невидимый салют

Незаметная катастрофа и невидимый салют
52_shush.gif

Здравствуй, друг Михаил!

Салюты, говоришь, не увидим? Я вот в первую половину жизни не чаял, что увижу падение Берлинской стены и триколор в качестве государственного флага. Однако жизнь и история оказались лучше своей репутации — подарили нечаянную радость. Так что загадывать не будем. Кстати, я и не утверждал, что мы увидим выход из ныне идущей катастрофы. Просто исходил из того, что не бывает бесконечного ужаса.

Немного селф-пиара. Четыре года тому назад я завершил свою книгу словами: «Рецидивы варварства, которые произошли в уходящем столетии, стали неожиданностью. И сейчас нельзя с уверенностью сказать, что придет на смену фашизму и коммунизму — непредсказуемость зла, увы, имманентна иудео-христианской цивилизации».

Так получилось, что наша страна вновь явила миру и той самой цивилизации, к которой она принадлежит, новое издание зла. Мир еще это не оценил должным образом, но мы уже это уже переживаем. Первый результат разглядел мой соавтор Андрей Быстрицкий в книге, которую сейчас мы сдали в печать. Называться она будет «Жизнь неизбежна» с латинским подзаголовком Epistolaria rerum novarum. Вот слова Андрея, ее завершающие:

«Жизнь человечества — развитие и создание какого-то нового смысла. Она, эта жизнь, может быть ужасна, жестока и кровава. Скудна. Но при этом существует ощущение какого-то движения, какой-то человеческой бодрости, жажды познания, свершения. Там, где человечество живет, все время что-то созидается, что-то происходит, люди что-то строят, пишут и сочиняют и так далее. Причем в этом много духа сотрудничества, известной беззаветности и смелости, какого-то удивительного чувства единства. Все это, хотя и происходит в переделах национальных границ, всегда шире, всегда стремится ко всеобщему. И мне кажется, что человечество в этом смысле уходит из России. Быть может, вместе с самыми энергичными людьми. Возможно ли возвращение человечества в Россию, я не знаю. Может быть, и возможно».

Действительно, ухода человечества из нашей родной страны пока никто не заметил, даже само человечество, которое плохо понимает, что там у нас происходит. Ведь никаких явных, привычных, знакомых по опыту прошедшего столетия признаков беды не наблюдается. Нет агрессивной идеологии вроде коммунистической и нацистской, — идеологии, отделяющей страну от остального мира. Так, отдельные неприятности. И никакого «большого стиля» ни в речах, ни в архитектуре, ни в кино, ни в показательных процессах.

Это и есть новое доказательство непредсказуемости зла, которое в нынешней России не стремится себя манифестировать. И вдруг выясняется, что наша страна последовательно дестабилизирует ситуацию в СНГ. И вдруг генеральный прокурор предлагает брать заложников из числа родственников террористов. Опаньки! Зло без всякого предупреждения, без всякой словесной подготовки требует легитимации и кодификации.

Вот такой кодекс Путина появляется в нашей истории. И он, подобно кодексу Наполеона, знаменует качественно новое состояние социума и нации, отказавшейся от «снов о чем-то большем».

Это и есть новая тоталитарная идеология, качественная черта которой в отсутствии идеологии, содержание — в отсутствии содержания, стиль — в бесстильности, перспектива — в бесперспективности. Всем этим она и сильна. Она не нуждается в собственных интеллектуальных кадрах, идеологами становятся ее противники. Я писал уже о недоумении, которое вызывают у меня коллеги, состоящие на службе у ЮКОСа. Вот уже год с лишним они объясняют власти, что та строит государственный капитализм, который и является ее идеологией. Не то обличают, не то на службу просятся. Почти то же самое делают многие другие наши коллеги.

В этом сила нового тоталитаризма — в его незаметности, в его умении паразитировать на собственных противниках. Это и есть переживаемая нами катастрофа, которую мы не хотим замечать. Катастрофа общности и катастрофа личности.

Как общность мы, безусловно, пока не состоялись. Вот слова Хаусхофера-младшего — не придворного геополитика, а его сына, участника заговора против Гитлера, за это участие казненного: «Колесо истории катится неприметно для глаз, и нам кажется, что еще ничего не потеряно… как вдруг, подняв глаза, мы обнаруживаем, что заехали туда, куда не желали бы попасть и в страшном сне. И мы начинаем проклинать того, кто правил колесницей, лицемерно забывая, что вожжи ему вручили сами». С тоской повторяю эти грустные слова, ибо сам являюсь пусть мельчайшей, но все-таки частицей того коллективного Гинденбурга, который наделал делов пять лет тому назад. Однако и здесь опять: мы, мы, мы. А что же Я?

А Я как не было, так и нет. Катастрофа личности предшествовала катастрофе общности, а совсем даже не наоборот. Ведь что такое коллективный Гинденбург? А то, что пять лет тому назад куча вполне взрослых и самостоятельных людей мучительно искала, кого подставить — кому подсунуть власть. Искали самого слабого и, как им казалось, неопасного. И не ошиблись, потому что именно такого — начисто лишенного харизмы, «как все», «одного из нас» — электорат радостно принял и продолжает принимать. Но это уже к вопросу о Я у электората.

Самое же печальное в том, что, как бы ни пытались избежать собственной, у каждого своей, небольшой катастрофы личности, спасая свое Я в отчуждении от катастрофы общности, это сделать весьма затруднительно. Пока это касается только внешней стороны нашей жизни. Вот у нашей любимой Маши Гессен в одном из номеров «Большого города» вышел материал об автомобильных пробках в Москве. (чего-то я не нашел его в сети, так что без ссылки). В частности, она рассказывает о своем общении с известным экспертом Михаилом Блинкиным (он публиковался и на «Полит.Ру», а я с ним знаком и, пожалуй, даже кое-чем ему обязан). Так вот, у нее, как это бывает у профессиональных журналистов, он присутствует не только в качестве безликого знатока вопроса, но и как весьма живой человек, сетующий на то, что вынужден порой оставлять машину в гараже и ездить на метро вместе с бомжами.

Это весьма точно характеризует гедониста Блинкина, но все дело в том, что среди бомжей он оказывается не потому, что разорился и запил, а исключительно в результате маразматического устройства дорожного движения в Москве. Так и в очередях мы все оказывались только потому, что так была устроена распределительная система. Пока потери невелики, но это только так кажется — изменения привычного образа жизни унизительны и оскорбительны.

Это первый уровень. Но есть и более серьезные последствия. Очевидно, что никакого образа будущего у власти нет, что там у всех у них глаза на затылке. Тем мыслителям и проходимцам, что кормятся от властных заказов, это безразлично. Но существует же общественная мысль, гуманитарные науки, экономика, история, социология. И на личность ученого не может не влиять то, что он вынужден вести свои наблюдения над деградирующим социумом, вновь возвращающимся в одно и то же состояние. А для членов это социума не может быть безразличным отсутствие в нем социальной мобильности, то есть невозможность личностной реализации в рамках имеющейся социальности.

Да-да, конечно, внутренняя свобода и прочее, но эта свобода не находится ни в прямой, ни в обратной зависимости от внешней несвободы. Там очень сложные и всегда разные связи и взаимозависимости. И к нынешним способам деформации личности ныне мы пока еще не приспособились.

А уж если сохранение собственного достоинства будет возможно только при серьезных социальных потерях — дело дрянь. Ничто так не калечит личность как героизм в качестве нормы поведения. Гедонисты вроде Блинкина, пожалуй, обладают бОльшим антитоталитарным потенциалом, нежели аскеты-правозащитники, по существу, уничтожающие свое частное пространство. При этом ни те, ни другие — не сицилийцы, если воспользоваться терминологией Марио Пьюзо, к которой ты прибегаешь в своих письмах.

Сицилийцы — это, собственно, и есть свободные люди, способные на жертвы ради победы, ради результата, а не ради процесса. И таких свободных людей среди нас так и не появилось в достаточном количестве и должного качества. Иначе бы мы жили по-другому.

Потому и катастрофа.

См. начало переписки:

Салют, которого мы не увидим

Шушарин Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).