будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Ореховский Петр

Независимость суда и вертикаль власти

Независимость суда и вертикаль власти
98_orehovskij

Петр Ореховский

Независимость суда и вертикаль власти

Формулировки законов должны для всех людей означать одно и то же.

Ш. Монтескье

 Принятосчитать, что суды в России зависят от исполнительной власти и деловых кругов ичто с этим необходимо бороться, для чего и осуществляется судебная реформа.Независимость же судов определяется независимостью судей, для чегоувеличивается их жалованье, обеспечивается надлежащая защита, заодно повышаютсяквалификационные требования и усиливается дисциплинарная ответственность. Всёэто призвано уничтожить коррупцию среди судейского сословия, а заодно иустранить зависимость судов от власти экономической,которой и располагают упомянутые деловые круги.

От власти же политической устранить зависимость никакневозможно, так как, по мнению некоторых высокопоставленных правоведов, суды унас – часть политической системы. Иногда таким юристам возражают, говоря, чтосуды должны быть вне политики, но вответ можно услышать, что так должно быть в идеале, а идеала нет нигде. То естьнезависимость суда у нас уже достигнута, скажем, на 91%, а на Западе онасоставляет 94%. Стало быть, очередной процесс Лебедева-Ходорковского илимножество других дел, со стороны напоминающих издевательство над здравымсмыслом, как раз и укладываются в эту трёхпроцентную разницу? Это оченьутешительно.

Предположим,однако, что идеал всё-таки достижим. Судебная власть, как про то и написано вучебниках про гражданское общество, отделена и независима от властиисполнительной. Что являлось бы в таком случае необходимым признаком такой независимости? Очевидно, суды должны выносить одинаковые судебныерешения в случае одинаковых дел. Если решения по одинаковым деламоказываются разные, то о независимости суда говорить нельзя.

Понятно, чтосудьи – люди, и тоже допускают ошибки. Но в таком случае суд вышестоящейинстанции должен отменить неправильное решение. И не только в случае апелляции,поданной адвокатами, но и в «общем порядке судопроизводства». Неважно,прецедентное это или статутное право, и в том и в другом случае применение одинаковыхнорм должно приводить к одинаковому результату.

В этом смыслесуды находятся вне политической системы.Политика – это борьба за перераспределение власти, за получение контроля над большим объёмом ресурсов. Внутрисудебной системы такой борьбы быть не может, что не исключает, естественно,карьерных интриг, симпатий и антипатий внутри судебной корпорации. Но судкакой-либо инстанции не является «представителем интересов» той или инойсоциальной группы, и не может увеличить или уменьшить объём своих полномочий-ресурсов,отобрав их каким-либо способом у других судов или политических акторов.

Проблема,однако, в том, что в России разные суды выносят разные вердикты по одинаковымделам. И вне зависимости от того, какимимотивами руководствуются при этом судьи, насколько они защищены иобеспечены, говорить о независимости суда в целом не приходится.

В принципе, тоже самое справедливо и в отношении милиции (полиции). Если один и тот же законпо-разному применяется к двигающимся по московскому тротуару с российскимфлагом людям различных политических убеждений, органы охраны правопорядкастановятся зависимыми от исполнительной власти. Тогда уже о правопорядке можно забыть, милициястановится не право-применительным, аправо-устанавливающим органом.

Даннаяколлизия не устраняется повышением зарплаты судей, милиции, следователей ипрокуроров. Если есть желание сделать суд действительно независимым, то дляэтого необходима большая контрольная и административная работа; собственно,именно здесь-то и требуется строительство пресловутой «вертикали власти».Однако, несмотря на все разговоры в «высоких собраниях», как-то незаметно,чтобы такая независимая вертикаль судебной власти была кому-нибудьдействительно нужна, а случаи различных судебных решений по одинаковым деламоказывались бы в центре общественного внимания.

С другойстороны, удивительно, как легко политической элитой было воспринятопредставление о возможности построения вертикали исполнительной власти.Президент сказал, премьер сделал, премьер сказал, губернатор сделал, губернаторсказал, сделал… глава местной администрации. Мэров, за исключением отдельныхкрупных городов, уже искоренили (и правильно – губернаторов утверждают попредставлению президента, отчего же главу города избирать прямымголосованием?). Просто модель идеальной бюрократии по М. Веберу. За редкимисключением, все действительно «разобрались по ролям» - одни ругают«вертикаль», другие её хвалят. Практически не слышно голосов тех, кто говорит,что такой вертикали нет и не может быть.Так, муниципалитеты представляют собой не что иное, как форму политическойорганизации местного населения, и в качестве таковой интересы этой организацииотличаются от интересов других муниципалитетов, являются самостоятельными поотношению к региону. От того, назначается глава муниципалитета или избирается,эти местные интересы не исчезнут. То же самое справедливо и в отношениисубъектов Федерации по отношению друг к другу и к стране в целом.

Нельзя невосхищаться новой генерацией российских управленцев, повторяющих вслед застаршими товарищами: «мы тут не политикой занимаемся, а хозяйством». Этоправильно: «политик» в России – ругательство, а «хозяйственник» – комплимент.Пора искоренить политику как явление, позорящее новое демократическоеотечество. Уж вертикаль так вертикаль.

И в связи спроектом нового закона «О полиции» прошу заметить, что называть так людей –сразу же их обидеть: полисмены, полицаи, политики… нехорошо. Давайте уж сразуназовём их жандармами, чего там. Российские внутренниедела от этого, несомненно, станут лучше. А там и до независимости суданедалеко.

Ореховский Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).