будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Казань «Открытая Россия» уголовный кодекс Ростов-на-Дону
Май 13, 2025
Страна
Крупский Максим Першакова Елена

Нежелательная статья УК

Нежелательная статья УК
800-600_mwmH4Ye
Сотрудник ОМОН

Следователи Ростова впервые в России возбудили уголовное дело по статье 284.1 Уголовного кодекса, предполагающей наказание за руководство организацией, признанной на территории России нежелательной, или за участие в деятельности такой организации. «Дело возбуждено в отношении активистов "Открытой России", сегодня проходят обыски в Ростове и Казани», — сообщил в своем фейсбуке руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.

Уголовное дело было возбуждено в отношении бывшего главы ростовского отделения и члена федерального совета «Открытой России» Анастасии Шевченко, передает «Новая газета». Уголовное дело по статье 284.1 может быть возбуждено в отношении руководителя организации, признанной на территории РФ нежелательной, или в отношении лица, которое дважды в течение года привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние.

По словам Павла Чикова, за последние три года только активистов «Открытой России» привлекали к административной ответственности за участие в деятельности нежелательной организации. «Рано или поздно попытка возбудить уголовное дело, по этой логике, должна была случиться. Надеюсь ее ждет такая же судьба быть прекращенным за отсутствием состава преступления», — добавил он.

Своим мнением о статье 284.1 УК РФ и о других законах, связанных с деятельностью некоммерческих организаций, поделился адвокат Максим Андреевич Крупский.

 
Максим Крупский

Я, к сожалению, не знаком с фактурой дела, поэтому не могу прокомментировать конкретную юридическую ситуацию. В целом же и составы, связанные с нежелательными организациями, и составы, связанные с иностранными агентами, за последние годы зарекомендовали себя как политические. Эти составы преступления (или правонарушения, если мы говорим о КоАП) преследуют определенные политические цели.

Кроме того, со статьей 284.1 УК РФ связана проблема повторного привлечения к ответственности. Так называемые повторные составы, когда мы говорим, что преступление возникает в результате повторного совершения административного правонарушения, на мой взгляд, не должны существовать в праве. Так как это в чистом виде привлечение человека к ответственности дважды за одно и то же деяние. Повторное административное нарушение может влиять на вид или размер наказания, но никак не на квалификацию того, что человек сделал. Нельзя на этом основании переносить какие-то деяния из КоАП в УК и называть их преступлениями. С точки зрения права, это некорректный состав, и, на мой взгляд, он противоречит Конституции.

Эти составы представляют собой, по сути, дамоклов меч, который постоянно висит над некоммерческими организациями и в любой момент может опуститься. Они изначально в определенной степени предполагают избирательное применение, так как в определения «иностранных агентов» и «нежелательных организаций» заложена оценочность.  

Также своим мнением о понятии «нежелательная организация» в российском законодательстве с «Полит.ру» поделилась руководитель юридической практики по основным свободам Фонда "Общественный вердикт" Елена Юрьевна Першакова.

 
Елена Першакова

В принятии закона о «нежелательных организациях», которым была введена уголовная ответственность за якобы участие в деятельности «нежелательных организаций», нет, конечно, никакого смысла, кроме репрессивного. Вместе с тем, чрезвычайно беспокоит даже не это, не сами по себе статья в уголовном кодексе или этот закон, а то, как они применяются. Это тот случай, когда для фантазии правоприменителя границы определить весьма затруднительно, поскольку формулировки в законодательстве крайне размыты, и непонятно, кому, к чему и за что стоит готовиться.  Об этом свидетельствует и тот факт, что в законодательстве речь идет о «нежелательных организациях», коими могут быть признаны иностранные или международные организация, признаны «нежелательными» организации, имеющие в своем названии «Открытая Россия» с дислокацией в Великобритании, а в России привлекают к административной ответственности по статье 20.33 КоАП РФ за якобы участие в деятельности «нежелательной организации» активистов российской организации «Открытая Россия».

И второй факт непредсказуемости применения репрессивного закона о «нежелательных организациях» – это привлечение к административной ответственности за якобы участие в деятельности «нежелательной организации» юридических лиц, а именно образовательных учреждений и их должностных лиц: в 2016 году штрафы получили Региональный центр инноваций (50 000 рублей), Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (20 000 рублей), Самарский государственный технический университет (50 000 рублей) и его должностное лицо (20 000 рублей), в 2017 году штрафы получили Поволжский государственный университет сервиса (50 000 рублей) и его должностное лицо (20 000 рублей), Центр гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика» (50 000 рублей) и его должностное лицо (20 000 рублей). Есть среди привлеченных к административной ответственности по статье 20.33 КоАп РФ и российская некоммерческая организация, профессионально занимающаяся вопросами общественного здоровья (профилактика и лечение ВИЧ-инфекций и туберкулеза).

Мне известно, что перечисленным организациям были назначены штрафы, но не все решения я видела и можно лишь догадываться, что именно было признано участием в деятельности «нежелательной организации» или распространением материалов «нежелательной организации», а на это имеется запрет по нашему законодательству. Но даже при том, что фактура административных дел неизвестна – мне сложно представить, как и чем может угрожать национальной безопасности образовательное учреждение или организация, занимающаяся профилактикой ВИЧ-инфекций. Это не укладывается в голове и в мои представления о национальной безопасности.

Крупский Максим Першакова Елена
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).