будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
налоги правительство
Июль 4, 2025
Страна
Карпюк Илья

Ничейный налог

Ничейный налог
налогыыыи
Фото: nvologda.ru

В федеральном правительстве нашлось новое ведомство, которое выступает против введения налога с продаж. К Минфину и Минэкономики теперь присоединилось Минпромразвития, сообщает сегодня газета «Ведомости» со ссылкой на высокопоставленных чиновников. Проект федерального бюджета будет внесен в Госдуму через две недели — до этого времени придется определиться, вводить для россиян новый налог или нет.

Министерство промышленности и торговли беспокоится, что введение нового налога приведет к росту цен. Учитывая, что сейчас цены итак растут из-за российского эмбарго на закупку продовольствия в ЕС, США и других странах, дополнительное давление никому не нужно.

Также на пути введения налога с продаж стоит чисто юридическая проблема. Министерство финансов, хоть и выступает против введения налога, все-таки внесло в правительство соответствующий законопроект — фактически это просто скопированные нормы Налогового кодекса, которые действовали в 1998-2003 годах. Тогда налог с продаж был введен как антикризисный и временный, чтобы помочь регионам свести концы с концами. Однако уже в начале 2000-х выяснилось, что в российском праве существование налога с продаж выглядит достаточно сомнительно.

В 2003 году Конституционный суд обратил внимание на то, что налог с продаж уплачивают даже индивидуальные предприниматели, которые закупают товары для своего бизнеса. Проблема в том, что, по логике, налог с продаж должен уплачиваться только конечным потребителем — продавец просто удерживает определенный процент со стоимости товара или услуги. А индивидуальные предприниматели не являются конечным звеном — они сами тоже продают товары или услуги.

В теории налог с продаж очень просто администрировать — предприниматель периодически подает в налоговое ведомство информацию о стоимости реализованного товара или оказанных услуг и, соответственно, уплачивает необходимый процент.

Но необходимость разделения обычных покупателей от индивидуальных предпринимателей усложняет процедуру в разы. Например, магазину необходимо будет требовать у покупателей со статусом ИП соответствующие документы — так, например, сейчас делает сеть Metro Cash&Carry. Вот только в магазины Metro в принципе допускаются только индивидуальные предприниматели или представители юридических лиц, простым гражданам туда вход заказан. Насколько увеличится документооборот всех предприятий торговли, от огромных гипермаркетов до сельских лавок, сложно себе представить.

А если не решить проблему взимания налога с продаж с покупок индивидуальных предпринимателей, то в Конституционный суд повалится вал исков с требованием об отмене закона — благо он списан почти один-в-один с того, который действовал до 2003 года и был успешно опротестован.

Против введения налога с продаж говорит и расклад сил. Идею нового налога, по информации тех же «Ведомостей», поддержал президент Владимир Путин, однако лоббистов этой новации на федеральном уровне, так уж получается, не очень много.

Налог с продаж — это региональный налог, федеральный законодатель только определяет способ его взимания и максимальную ставку. Деньги же идут непосредственно в региональные бюджеты. Это, казалось бы, должно быть спасением для Минфина — в последние годы в ведомстве Антона Силуанова все с большей настороженностью наблюдают за тем, как региональные власти для выполнения предвыборных обещаний президента забираются в долговую яму. Однако проблемы испытывают и так небогатые регионы, которые от налога с продаж не получат значительной прибавки доходной части бюджета. Основную выгоду от налога с продаж получат регионы с развиты ритейлом — обе столицы с областями, Татарстан, возможно уральские регионы. Конечно, новые вливания в местные бюджеты никогда не бывают лишними, но эти деньги вряд ли пойдут на зарплату врачам и учителям, она выплачивается и сегодня. А строительство еще более современной инфраструктуры, в том числе и социальной, еще увеличит и без того существенный разрыв между богатыми и бедными регионами и создаст стимулы для еще более мощной миграции населения — вряд ли это то, на что рассчитывают в федеральном правительстве.

Вдобавок ко всему руководителям крупных регионов, видимо, не очень комфортно продвигать введение новых налогов — их сограждане могут слишком плохо отнестись к такой идее.

В результате получается, что идея наполнения региональных бюджетов при помощи налога с продаж есть, но кто конкретно является ее безусловным сторонником до конца непонятно.

Ответственность за введение налога собеседники «Ведомостей» стараются перекладывать друг на друга. В правительстве указывают на Администрацию президента, а на Старой площади говорят, что идея введения налога с продаж родилась в Белом доме и именно там решается ее судьба.

Между тем сейчас Министерству финансов более по душе другая идея — увеличение налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта, до 20%. НДС, в отличие от НсП. Идет напрямую в федеральный бюджет и уже федерация решает, кому пойдут эти деньги.

Существующий бюджетный механизм предполагает, что именно в федеральном центре концентрируется основная масса доходов, а затем в виде трансфертов распределяется между регионами. Эта структура не предполагает большой самостоятельности регионов, зато позволяет Москве заниматься «уравниловкой» — помогать самым бедным за счет денег, которые пришли в бюджет от самых богатых.

Проблема в том, что неопределенность плохо сказывается на развитие бизнеса — если даже в правительстве не знают, какие налоги будут собираться в стране через полгода, то нельзя этого ожидать и от частных компаний. Пока же разговоры о введении налога с продаж и об увеличении налога на добавленную стоимость привели только к увеличению инфляционных ожиданий, так что доходы граждан сокращаются и без всяких налогов.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).