Никита Михалков избран председателем Союза кинематографистов (СК) в первый день съезда, который он собрал в противовес декабрьскому 7-му съезду, прошедшему вопреки его воле и признанному нелегитимным.
Нынешний съезд был созван в силу того, что прежнее правление Союза уже недействительно, а избрание в декабре прошлого года нового правления СК признано судом незаконным (как и избрание нового председателя СК Марлена Хуциева, которого и Минюст не внес в реестр как лицо, действующее без доверенности).
В качестве кандидатов на пост председателя Союза кинематографистов рассматривалось пять человек: Никита Михалков, Марлен Хуциев, Владимир Хотиненко, Николай Бурляев, Дмитрий Месхиев и Владимир Зельдин. Хотиненко отказался в пользу Михалкова. Бурляев и Месхиев взяли самоотвод. Кандидатура Зельдина была снята с голосования. Голосование было открытым. Было решено разрешить голосующим по доверенностям, не успевшим поменять мандат, голосовать зелеными мандатами.
Результаты голосования:
Марлен Хуциев: 309 – «за», 1719 – «против», 132 – «воздержались».
Никита Михалков: 1932 – «за», 171 – «против», 88 – «воздержались».
Марлен Хуциев на собранном Михалковым съезде не присутствовал, так как считает его нелегитимным. Впрочем, небольшое число его сторонников (как видно из результатов голосования) на мероприятие явилось.
Центральным событием первого дня съезда стало двухчасовое выступление Никиты Михалкова. Он заверил, что «собирался и собираюсь уходить» с поста председателя, но не может себе позволить уйти «невыслушанным, оболганным».
Выступление на съезде Никиты Михалкова было посвящено его конфликту с теми, кто собирался на Съезд в декабре. Михалков очень артистично опровергал выдвинутые против него обвинения в имущественных злоупотреблениях и обличал финансово-хозяйственную деятельность своих противников.
«Я никогда ни с кем внутри Союза кинематографистов не имел никаких коммерческих отношений, в которых преследовалась моя выгода, ни в сфере финансов, ни в какой-либо другой», – заверил Михалков.
См. об этом подробно: Стенограмма чрезвычайного Съезда Союза кинематографистов Российской Федерации, 30 марта 2009 г.
В частности, Михалков заявил, что на декабрьский съезд кинематографистов было потрачено 5 млн рублей из средств Союза. Своих оппонентов Михалков обвинил в информационной войне против него, на которую они, по его словам, потратили полмиллиона долларов.
Доклад завершился вставанием зала и аплодисментами и призывами к Михалкову остаться председателем Союза. Так, Карен Шахназаров заявил, что если Михалков просто так уйдет, то это просто безответственно с его стороны. «Я не представляю себе другой фигуры», – сказал он. Его поддержали другие члены Союза, предложение было зафиксировано секретариатом. Видя такую поддержку, Михалков прослезился.
Перед тем, как ведущий огласил голосование за кандидатуру Никиты Михалкова, последний попросил слово. Он отметил, что и в самом деле собирался уходить с поста председателя Союза кинематографистов. Михалков сказал, что, если его изберут, он не будет работать с организаторами декабрьского съезда (порядка 30 фамилий), кроме Марлена Хуциева и Дмитрия Месхиева. Кроме того, Михалков попросил дать ему время оглядеться, чтобы понять, как Союзу дальше двигаться, и отметил, что Союзу необходим новый Дом кино. По словам Михалкова, Союзу рано еще думать о профсоюзе, потому что менять структуру Союза в период кризиса и трудностей может быть опасным.
Также в понедельник съезд кинематографистов избрал правление и Ревизионную комиссию. В состав правления вошли несколько видных режиссеров, актеров и операторов. В частности, были избраны Михаил Пореченков, Марлен Хуциев, Александр Адабашьян. Также в состав правления был предложен режиссер и актер Федор Бондарчук, который пока не является членом Союза кинематографистов, но, как ожидается, вот-вот будет избран членом Союза, вместе с рядом молодых актеров и режиссеров. Было отклонено предложение главы гильдии кинокритиков Матизена относительно того, чтобы в состав правления входили руководители гильдий Союза.