Сборная России лишена золота пекинской Олимпиады 2008 года, полученного в эстафете 4х100 м. Такое решение вынес 17 августа Международный олимпийский комитет в связи с положительной допинг-пробой участницы этой эстафеты, бегуньи Юлии Чермошанской.
По данным СМИ, после перепроверки проба Чермошанской дала положительный результат на два запрещенных вещества – станозолол и туринабол. Решение вступило в силу немедленно. С этого дня сборная России в эстафете 4х100 м дисквалифицирована. В заявлении МОК отмечается, что Олимпийский комитет России должен как можно быстрее вернуть медали.
Как пояснил ТАСС спортивный юрист Михаил Прокопец, большого смысла оспаривать решение МОК нет. Он также отметил, что не видит и особенных шансов на успех подобного шага.
По мнению спортивного журналиста Никиты Белоголовцева, проверки всех российских легкоатлетов на допинг еще довольно длительное время будут связаны с допинговым скандалом и расследованием WADA.
«Конкретно в рамках чего и когда проводилась эта проверка, я, конечно, не скажу – это нужно просто знать, а я не очень знаю. Это нужно у WADA спрашивать. А вообще по поводу проверок могу сказать следующее.
В принципе, допинг-пробы всегда хранятся некоторое время, потому что постоянно совершенствуются методы проверки, постоянно происходят какие-то открытия и изменения, которые позволяют «ловить» в пробах разные препараты. Беда в том, что физически объем вещества, которое исследуют на наличие запрещенных препаратов, объем самого биоматериала ограничен. Его просто мало, поэтому проверять его на все подряд невозможно – материал закончится.
Обычно проверяют так: когда возникает какое-то подозрение либо на основе обвинений, либо на основе чьей-то информации – как, например, было с доктором Родченковым и масштабной перепроверкой проб наших олимпийцев в Лондоне и Пекине. Бывают перепроверки, вызванные просто здравой логикой: например, несколько человек из команды попадаются на чем-то, и возникает мысль, нет ли этого же препарата в пробах у вот этого и вот этого спортсмена. И, бывает, оказывается, что да, тогда спортсмен это принимал, просто сразу следов не нашли.
Проверки всех российских легкоатлетов еще довольно долго будут связаны с тем самым допинговым скандалом. Этот скандал и Дарью Клишину сейчас зацепил, и еще долго будет цеплять самых разных российских спортсменов, и «чистых», и «не чистых» – в общем, любых. Вот так в обратную сторону работает наличие в спорте централизованной системы.
У меня нет каких-либо фактов, чтобы утверждать, пытались или не пытались подменить допинг-пробу Клишиной во время Универсиады в Казани в 2013 году. Но это вписывается в общую логику обвинения. То есть если, как утверждают авторы доклада WADA, существовала централизованная система подмены проб, то Клишина на той Универсиаде была одним из ведущих российских атлетов и на ее счет могли, скажем так, подстраховаться.
Когда есть такая большая системная история, то в ответ потом прилетает тоже большая системная история.
Сейчас, думаю, никто никому уже не докажет, что там было и чего не было при докторе Родченкове – ну, разве что когда-нибудь, например, откроют архивы российских спецслужб и поймут, что это было. Или – что этого не было. Иначе с трудом представляю, как еще это можно доказать или опровергнуть. В любом случае, произошел скандал, поднялся шум.
В любом случае, доктор Родченков указал пальцем на десятки спортсменов, и огромное количество перепроверенных проб Лондона и Пекина показали, что во многих из них допинг был. И здесь принципиально важно даже не их количество – здесь принципиально важно, что человек, работавший в системе российского спорта и связанный с допингом и антидопингом, указывает на конкретных спортсменов.
Он не говорит «все российские легкоатлеты», а пальцем показывает на конкретных спортсменов, и у конкретных спортсменов допинг находится. Понятно, конечно, что это всего лишь косвенные доказательства его глобальной правоты, но это факт, который никак нельзя отрицать», – подчеркнул Никита Белоголовцев.
Говоря о том, могут ли и результаты дополнительных исследований как-то сказаться на репутации России, эксперт отметил, что это уже происходит и впредь будет происходить.
«Они уже и сказываются, и будут сказываться. Российские легкоатлеты не поехали на Олимпиаду; некоторые другие российские спортсмены не поехали на Олимпиаду. Причем российские легкоатлеты не разово дисквалифицированы – они дисквалифицированы бессрочно. И сложно сказать, что там больше дискредитировать – все уже дискредитировано.
Но если говорить о новых сообщениях такого сорта… ну, глобально они ничего не изменят. То есть, например, российских спортсменов после сообщения о Пекине не отправят всех из Рио домой одним самолетом. Это абсолютно очевидно. Но, конечно, чем дольше все это будет происходить, чем дольше эти старые пробы будут находить, чем дольше этот скандал будет так или иначе циркулировать, тем сложнее будет все наладить.
Тем сложнее будет каждому российскому кандидату на пост в какой-нибудь спортивной международной организации. Тем сложнее будет каждому конкретному российскому спортсмену доказать его конкретную невиновность. И так далее. Чем быстрее такие вещи заканчиваются, тем лучше для страны. Тем дольше не заканчиваются – тем хуже», – заключил Никита Белоголовцев.