Специфическое чувство юмора российских чиновников общеизвестно. Молодой президент Владимир Путин, отвечая на вопросы американского теле-гуру Ларри Кинга, заметил, что лодка «Курск» «утонула». С тех пор прошли немалые года, но вот кремлевский чиновник, неназванный как принято, предлагает выдвинуть Джулиана Ассанджа на Нобелевскую премию мира. Предлагает, разумеется, не от своего имени, а от имени российских правозащитников двинуть левака на пока еще престижную международную премию. «Надо общественным и неправительственным организациям подумать, как ему помочь. Может быть, выдвинуть лауреатом Нобелевской премии», - сказал источник, который вроде бы находится с Медведевым в Брюсселе.
Ирония вообще свойственна российским чиновникам, когда они комментируют все, что касается WikiLeaks. Медведев, комментируя утечки на Wikileaks, сначала обвинил американских дипломатов в цинизме, а потом добавил, что если бы в СМИ просочились оценки, которые дают российские дипломаты своим американским партнерам, "они бы тоже получили массу удовольствия". В МИДе публикации назвали «забавным чтивом. Кто-то из высокопоставленных чиновников шутил в духе « посмотрел, меня там пока нет». Иные были несколько серьезнее — пресс-секретарь премьера Путина Дмитрий Песков предложил проверить подлинность документов, точность перевода и, наконец, о Путине ли вообще идет речь.
И вот теперь Нобелевская премия. Президент России Дмитрий Медведев может сам номинировать основателя сайта Wikileaks Джулиана Ассанджа на Премию мира, сказали «Газете.Ru» в норвежском Нобелевском комитете. «Президенты относятся к категории «члены национальных парламентов и национальных правительств», – пояснили «Газете.Ru» в Нобелевском комитете. Это тоже в некотором роде ирония.
Правда, похоже, в Нобелевском комитете не вполне понимают, что такое Администрация президента в российских политических реалиях. Они, видно, посчитали, что это прямо президент и распорядился так заявить. Могло быть и так, если источник и впрямь в Брюсселе, тогда это — с большой вероятностью - либо пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, либо помощник по международным делам Сергей Приходько. Ну или какой иной шутник.
Меж тем, здесь наличествует тема внутренняя. Любовь отстраивания от отношения к действующей власти — это такой способ самоопределения для оппозиционеров и поклонников властей. Был вектор «строить трассу и вырубать лес», все сторонники были за «строить и вырубать». Стал вектор «разобраться» - и все сторонники за «разобраться». Противники в рамках собственного отношения реагируют соответственно.
И тут появляется чуждый российскому сознанию Ассандж, на сайте которого, впрочем, появляются милые сердцу российского оппозиционера слова «Сурков», «Сечин», «силовики» и даже «мафия по заказу Путина». Однако этот Ассандж со своим «Викиликсом» для наших широт настолько чужд, что перевести его на русский и адаптировать категорически не получается. Это приблизительно как с антиглобалистами — как не перетаскивай их и не объясняй, как оно работает, но АТТАК получается из 50 человек, а местные жители все равно изобретут национал-большевиков.
Или же вот блоггер Алексей Навальный — ну чем не наш «Викиликс», но нет. Ни паники во властных комментариях, ни попыток оправдаться. Спокойствие и державность, никакой тебе модернизации. Вот и мечется российская общественность в попытках вписать Ассанджа в привычный политический ландшафт — с березками, «raspil's” и «siloviki's”. Вот несогласные, они как должны к Ассанджу отнестись? Он, вроде, почти свой. Но левак (а они себя либералами называют), да еще и против Америки. Но за свободу распространения информации, правда, для всех вообще. А поклонникам власти что с Ассанджем делать? Его документы Суркову не отказывают в уме, при этом не демонизируя. Для Путина там меньше комплиментов — но все же «Альфа-самец». А государственные СМИ — они так и вовсе полагаю, что все это — провал американской дипломатии и про Россию там ни слова.
Российские чиновники должны лучше понимать, что ничего для них компрометирующего там быть не должно — первые порции документов это продемонстрировали. Вот и начинают стебаться над общественностью. Если ж он такой герой, так почему бы его не на Нобелевку? И правда — почему? Или там — а может его и в России приютить? Можно. Или посадить наоборот. Тоже неплохо.
Заодно наброс на вентилятор правозащитной и «правозащитной» активности — посмотреть, что скажут. Они же там зашоренные, должны теперь Ассанджа на вилы, после «источника в Кремле»-то. Если во всех реагированиях ответственных лиц из российского истеблишмента нет некоторой паники (неумные шутки они и от волнения случаются), то простейший вывод напрашивается — нашим випам Ассандж глубоко безразличен. Он не Навальный и не Белковский, про распилы и структуру акционерного капитала не писал. И не покойный «Московский корреспондент» - никаких свадеб первых лиц не обещал. Даже не Немцов — на наши площади не ходит и в мэры Олимпиады не баллотируется. Не раздражает, да и сидит далеко. Вот и шутят чиновники.