В понедельник норвежская береговая охрана, упустившая на прошлой неделе российский траулер "Электрон", задержала промысловое судно "Капитан Горбачев" и транспортный корабль "Дмитрий Покрамович" близ острова Медвежий в Баренцевом море. Как и в ситуации со "сбежавшим" от норвежцев российским траулером "Электрон", норвежская сторона обвиняет российских рыбаков в нарушении рыболовного законодательства Норвегии. Российские суда оказались под арестом, на якоре в районе острова Медвежий.
В связи с задержанием судов в МИД России был вызван временный поверенный в делах Норвегии в РФ. От него потребовали полной информации и разъяснений.
Капитан "Дмитрия Покрамовича" постоянно выходит на связь с судовладельцем - генеральным директором АО Мурманрыбпром Владимиром Загоровским. Как рассказал Загоровский со слов капитана, в 8 часов утра мск во время проведения грузовых работ с судном архангельской базы тралового флота "Капитан Горбачев" на борт "Дмитрия Покрамовича" поднялись два инспектора норвежской береговой охраны для проведения проверки и проверили документы, которые подтверждают факт о выгрузке рыбопродукции. По заверениям капитана, никаких претензий со стороны норвежских инспекторов не возникло, однако судну был предъявлен арест и требование следовать в ближайший норвежский порт под конвоем судна норвежской береговой охраны. Капитан отказался выполнить требование норвежской стороны, поскольку счел его неправомерным. "В 13 часов 10 минут мск, по оперативной информации от капитана, к борту судна подошел еще один корабль норвежской береговой охраны, откуда на борт российского судна поднялись еще 11 человек. По словам капитана, на борт "Покрамовича" таким образом высадилась норвежская швартовая команда. Капитан расценил такие действия как захват судна", - передает РИА "Новости" слова судовладельца.
По словам Загоровского, норвежская сторона обвиняет российское судно в том, что оно не уведомило своевременно норвежские власти о заходе в норвежские территориальные воды (12-мильную зону острова Медвежий, где были задержаны российские траулеры, Норвегия считает своей территорией).
По такому же сценарию был арестован и "Капитан Горбачев".
Условием для освобождения двух российских судов норвежцы назвали гарантию выплаты штрафа. Однако, как отметил пресс-секретарь посольства РФ в Норвегии Алексей Шадский, норвежские власти пока не уточнили, в чем конкретно должны будут выражаться гарантии.
Норвежская сторона заявляет, что существуют правила, которые в январе этого года приняли и Россия, и Норвегия. Согласно этим правилам, рыболовные суда обязаны сообщать норвежским властям о своем приближении за 24 часа, чтобы инспекторы смогли проверить, какую именно рыбу они перевозят, ее происхождение и пункт назначения. Эти меры связаны с ростом браконьерства". Однако рыбопромышленники Мурманской области в один голос утверждают, что норвежцы установили свои промысловые требования в одностороннем порядке, без согласования с Россией, а российские суда ловят рыбу в этом спорном районе Шпицбергена в соответствии с российским законодательством. Из-за такой неопределенности они несут весьма ощутимый ущерб.
Возможно, ситуация со спорным районом будет прояснена в ходе работы смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая открылась накануне в Калининграде.