В среду, 29 июля, Следственный комитет объявил о том, что проводятся дополнительные проверки, связанные с деятельностью бывшего руководителя «Роснано» (тогда - «Роснанотеха») Леонида Меламеда и финансового директора этой организации Святослава Понурова.
Владимир Маркин, официальный представитель СКР, объяснил, что после появления в прессе информации о деле против менеджеров корпорации к следователям обратились «свидетели, заявившие о совершении обвиняемыми также иных преступлений».
Так, Следственный комитет совместно с Росфинмониторингом и Интерполом проверяют информацию «о выводе за рубеж средств, похищенных бывшими топ-менеджерами госкорпорации». Впрочем, никакой конкретной информации в официальном сообщении Следственного комитета не раскрывается.
Судя по информации источников РБК в руководстве «Роснано», речь идет о московском бизнесмене Дмитрии Лернере, который обратился в Следственный комитет с официальным заявлением на имя Александра Бастрыкина.
Сам Лернер в разговоре с журналистами подтвердил факт обращения в СКР. По его словам , по заявлению уже начата предварительная проверка. В письме он попросил возбудить уголовное дело против нынешнего главы «Роснано» Анатолия Чубайса и бывшего замглавы госкорпорации Андрея Малышева, который сейчас, по словам его адвоката, находится на лечении за пределами России.
Дмитрий Лернер имеет претензии к руководству «Роснано» в связи с одним из проектов компании под названием «Унирем» (выпуск инновационного асфальтового покрытия с добавлением частиц автомобильных покрышек).
В 2010 году «Роснано» вложило в проект «Унирем», разработанный компанией «Новый каучук» около 300 млн рублей, в итоге госкорпорации стало принадлежать 35% акций «Унирема». Предполагалось, что новое покрытие будут выпускать на подольском заводе «Уником», главой «Уникома» был родной брат Дмитрия Лернера Михаил.
Дмитрий Лернер заявил, что в 2009 году Михаил взял у него в долг 252 млн рублей и денег не вернул. В 2013 году компания «Новый каучук» была ликвидирована, а еще через год Михаил Лернер получил шесть лет за мошенничество. Дмитрий Лернер утверждает, что компания «Новый каучук» имела все признаки фирмы-однодневки и «Роснано» обязано было проверить ее соответствующим образом.
В самом «Роснано» к моменту выступления Владимира Маркина уже успели прокомментировать претензии Дмитрия Лернера — о том, что он обратился в СК стало известно после публикации в газете «Известия». «Этот человек уже несколько лет пытается урегулировать финансовые отношения с родным братом Михаилом Лернером, который представил "Роснано" в 2009 году проект по выпуску модификатора для улучшения прочности автомобильных дорог. На "наше счастье" он был утвержден к финансированию», - говорится в сообщении госкорпораци.
Пресс-служба «Роснано» сообщила, что еще в 2010 году в госкорпорацию обратилось коллекторское агентство с предложением погасить родственный долг за счет государственных средств. Только после того, как был получен отказ, Дмитрий Лернер и начал преследование собственного брата за мошенничество.
«При этом попытки шантажа "Роснано" не оставил. Приемы господина Лернера весьма оригинальны и некоторые примеры его эпистолярного творчества мы прилагаем к этому заявлению. Таких писем только с мая по июль 2015 года получено 11 штук!» - говорится в сообщении.
Письма, которые отправлял в «Роснано» Дмитрий Лернер действительно выглядят довольно необычно. В одном из них он фактически обвиняет Анатолия Чубайса в том, что тот вступил в преступный сговор с Владимиром Путиным «с целью уйти от уголовной ответственности». «Вы, подсудимый, украли 300 млн. евро и спрятали их. Вы приговариваетесь к 15 годам строго режима. Ваше последнее слово». В другом письме Лернер сообщает о полученных сообщениях на телефон о том, что Анаолий Чубайс согласовал его убийство с Владимиром Путиным.
Заявление официального представителя СКР Владимира Маркина прокомментировал адвокат Анатолия Чубайса Александр Аснин. Он заверил, что «Роснано» активно сотрудничает со следствием и предоставляет правоохранителям всю запрашиваемую информацию и документы.
«Что касается информации о неких новых свидетелях, заявляющих о совершении обвиняемыми иных преступлений, то в компании связывают это с появившимися в СМИ заявлениями предпринимателя Дмитрия Лернера, чьи письма в адрес руководства "Роснано" весьма ярко иллюстрируют его "репутацию"», — говорится в заявлении Аснина, которое распространила пресс-служба «Роснано».
Напомним, предшественник Анатолия Чубайса на посту председателя «Роснано» Леонид Меламед сейчас находится под домашним арестом. Его обвиняют в растрате в особо крупном размере. Следствие утверждает, что Меламед для подготовки хищений принял на работу в корпорацию «Роснано» «подконтрольных ему» Андрея Малышева и Святослава Понурова, которые, в сговоре с Меламедом, «обеспечил победу в конкурсе по отбору советника фирме "Алемар"». Недовольство СКР вызывает два факта: во-первых, услуги, которые «Алемар» должна была выполнять по договору, оказаны якобы так и не были, во-вторых, компания «Алемар» принадлежит Леониду Меламеду, таким образом они усматривают конфликт интересов.
«В дальнейшем все акты приемки оказанных этой фирмой услуг согласовывались Понуровым и утверждались Малышевым. После чего Понуров подписывал предъявляемые счета к оплате. Таким образом, в период с февраля по июль 2009 года необоснованно были израсходованы средства корпорации на общую сумму более 220 млн рублей», — настаивают следователи. Понуров в настоящий момент находится в следственном изоляторе.
В «Роснано», в свою очередь, собщают, что договор с компанией «Алемар» был выполнен полностью, а его результаты «использованы в работе корпорации и в интересах государства». Адвокат Чубайса подчеркнул, что в компании не сомневаются в невиновности Леонида Меламеда и Святослава Понурова. Конфликта интересов же никакого не было, уверены в «Роснано»: контракт с «Алемаром» был заключен после того, как Леонид Меламед ушел из «Роснано», да и все подобные сделки контролировались самыми высшими инстанциями.
Источники РБК связывают новую атаку на Анатолия Чубайса и его сотрудников с тем, что тот участвовал в телевизионных дебатах с Алексеем Навальным. Последний же, как сообщал ряд СМИ, приобрел статус того, кого нельзя называть, — во всяком случае, крупным чиновникам.