Счетная палата России избрала новую официальную стратегию, предполагающую заметное расширение ее функций и полномочий. В частности, ведомство высказало намерение взять на себя роль «борца за справедливость» и «стратегического партнера» государственных структур.
Стратегии Счетной палаты принимаются каждый раз, когда меняется ее руководитель. Как напоминает информационное агентство РБК, которому удалось ознакомиться с новой стратегией, предыдущая принималась в 2013 году, когда СП возглавила Татьяна Голикова. Тогда предполагалось, что задача ведомства состоит в «контроле управления и распоряжения государственными ресурсами для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Алексей Кудрин, бывший министр финансов России, деятельность которого на этом посту была высоко оценена во многих странах, бывший вице-премьер правительства РФ и глава созданного им Комитета гражданских инициатив, возглавил Счетную палату в мае 2018 года. Теперь в ее новой стратегии утверждается, что СП намерена сделаться «борцом за справедливость», устраняющим злоупотребления и пресекающим нецелевое расходование ресурсов, и быть «гарантом прозрачности», а также представлять власти «стратегическое видение» экономической ситуации.
Как уточняет информационное агентство «Интерфакс», Кудрин не исключает расширения полномочий своего ведомства в области борьбы с коррупцией. По его словам, после проведения соответствующего анализа это вполне возможно, однако сам Кудрин полагает, что это может случиться не ранее, чем через полгода-год.
При этом Кудрин отметил, что уже затрагивал эту тему и при общении с Госдумой, и в беседе с президентом: «Раз уж мы работаем в этой сфере, копаем, то можем в этой сфере объединить усилия, дополнительные взять компетенции, которые позволят дополнить нынешний контроль и избежать рисков. Мы будем способствовать совершенствованию антикоррупционного законодательства. Мы хотим стать одним из центров компетенций в стране по антикоррупционной деятельности».
Как пишет газета «Коммерсантъ», Кудрин отметил также, что его ведомство занимается разработкой предложений по усовершенствованию работы госорганов. Предполагается, что в итоге СП будет осуществлять постоянный дистанционный контроль, что сократит возможности для коррупции.
О том, почему у существующей уже с четверть века структуры появилась новая стратегия и в чем ее значение, с «Полит.ру» поговорил Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий. По его словам, в соответствии с Конституцией Счетная палата может иметь весьма существенные полномочия, однако предшественники Кудрина на посту руководителя СП не делали столь серьезных заявок.
«На самом деле Счетная палата может и должна быть очень сильным государственным институтом. В свое время она была «срисована» с французской Счетной палаты, а это орган, который действительно уравновешивает кабинет министров и сопоставим с ним по силе, как контрольный орган. Но мы совсем забыли, что Счетная палата – не орган исполнительной власти, а «противовес» ей, который формируется двумя палатами Федерального Собрания на паритетной основе. То есть она и есть в лучшем смысле этого слова «противовес».
То, что у нас все эти годы не хватало контроля над исполнительной властью и действительно непредвзятой экспертизы эффективности государственных решений, это факт. Счетная палата при разных председателях себя мало проявляла, а было время (как ни парадоксально – во время президентства Дмитрия Медведева), когда Федеральное Собрание фактически само себя лишило права выдвигать кандидатуру в Счетную палату. То есть сделала этот орган независимым.
Сейчас на пост председателя Счетной палаты пришел политический тяжеловес, опытный государственный деятель. К тому же это человек, который знает, как считать бюджетные деньги, как оценивать их расходование. При нем Счетная палата и делает такую заявку.
То, что в Счетную палату заложено институционально, по Конституции, может сделать ее очень сильной структурой. Рассуждать, почему она такой не была четверть века, можно. Но в целом такой орган нужен, и французский опыт это доказывает. Там Счетная палата – действительно авторитетный институт. У нас же прежние председатели Счетной палаты либо не хотели, либо не могли заложенные в ней полномочия реализовывать в полном объеме.
Кудрин сделал такую заявку; Кудрин действительно не только пользовался и сейчас пользуется большим влиянием в политике, но он и человек, который лучше всех в стране умеет считать деньги. Так что у него может получиться.
Будет ли правительство учитывать или игнорировать «стратегическое видение» Счетной палатой ситуации в экономике, ее мнение о настоящем дне и перспективах? Ну, поскольку такого раньше не было, практика будет складываться только сейчас. Но если это мнение будет высказано непредвзято и серьезно, то и президент, и правительство, и Федеральное Собрание это по крайней мере услышат. И если это мнение действительно будет нацелено на то, чтобы в стране что-то менялось к лучшему, то, значит, с ним должны будут считаться.
А возможность Счетной палате влиять на ситуацию, повторю, заложена в Конституции. Просто этот фактор и фактор пребывания на ее посту политического тяжеловеса впервые сошлись. Что получится, я предсказывать не буду», – сказал Борис Макаренко.