Правозащитница и диссидент Валерия Новодворская скончалась в реанимации в Москве. Об этом сообщили, ссылаясь на источники в медицинских кругах «Интерфакс» и «Лента.ру».
По словам собеседника «Ленты», Новодворская умерла от инфекционно-токсического шока в реанимации отделения гнойной хирургии ГКБ №13. Туда она была доставлена в тяжелом состоянии 12 июля. В течение нескольких часов врачи боролись за ее жизнь, однако сделать ничего не смогли.
Заммэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников рассказал «Эху Москвы», что Новодворская умерла от осложнения одного из хронических заболеваний. Он добавил, что место и время ее похорон определят родственники. «Она длительно страдала целым рядом хронических заболеваний и скончалась от одного из их осложнений… Мне остается только посочувствовать ее родным и близким. Думаю, что это серьезная потеря для всех тех, кто знал и любил Валерию Ильиничну», — сказал Печатников. На «Эхе» у Новодворской в разное время была своя программа.
В советские годы Валерия Новодворская была известным диссидентом. За политические взгляды ее преследовали: в 1970-х — 1980-х не раз арестовывали и отправляли на принудительное лечение с диагнозом «вялотекущая шизофрения». В доме у Новодворской проводились обыски. Несмотря на это, она продолжала заниматься правозащитной и политической деятельностью. После распада СССР в 1992 году создала партию «Демократический союз России».
В 1995 году баллотировалась в Государственную Думу, однако проиграла выборы. Новодворская написала нескольких книг: «Над пропастью во лжи», «Мой Карфаген обязан быть разрушен», «По ту сторону отчаяния», «Прощание славянки», «Поэты и цари». Ее статьи публиковались на «Эхе Москвы», «Грани.ру», The New Times. В The New Times она вела свою колонку до последнего дня. Как сообщается на сайте издания, Новодворская писала для журнала каждую неделю. При этом для написания своих текстов она никогда не использовала интернет: все цитаты и даты Валерия Ильинична помнила наизусть.
По словам члена совета правозащитной организации «Мемориал» Алексея Макарова, «Валерия Ильинична была одним из немногих оставшихся в живых и активных диссидентов и узниц психиатрических больниц. Ее первоначальная полит. карьера очень интересна. В своиз мемуарах она сумела отрефлексировать свои революционные начинания молодости и превратить их в конструктив. Ее называют бабушкой российской демократии, поскольку она создала первую оппозиционную политическую партию в СССР — Демократический союз. Конечно, ее резкость во все времена была неугодной власти. Еще она войдет в историю как участница последнего политического дела советских времен об оскорблении Горбачева. Дело было закрыто в 1991 году в связи с изменившимися обстоятельствами».
Правозащитник и диссидент Сергей Ковалев: «Во многом мы с Валерией Ильиничной были оппонентами. Однако и у меня, и у нее это не вызывало никакой неприязни. Я почти уверен что, начни мы обсуждать тему наших разногласий, она сказала бы: «Мы и старались, для того чтобы люди свободно жили, не будучи постриженными под одну гребенку. Конечно, в такие моменты все эти несогласия приобретают присущую им цену, — все это мелочи. Для нее было характерно чувство ответственности за то общество, в котором она живет, и ту страну, в которой она живет. А также чувство стыда, если ее усилия не приводят к результату. Конечно, это чувство ответственности выше того, что называют патриотизмом и, тем более, подчиненностью власти. И это на самом деле главное. Валерия Ильинична была тем человеком, для которого слова «Выпьем за наше безнадежное дело!» были буквальными. Безнадежность ее не смущала. Это редкое свойство, браться за безнадежные дела — это свойство больших людей – дон-кихотов и ланцелотов».
Депутат-справедливоросс Илья Пономарев вспомнил о том, что биография Новодворской когда-то пересеклась с биографией Владимира Жириновского.
«''Демократический союз'' создавали тогда Новодворская и Жириновский. Первое собрание проходило в Московском дворце молодежи, я туда пришел как интересующийся политикой молодой человек и увидел эту ''сладкую парочку''. Оба пассионарные, зовущие вперед, оба говорят про будущее СССР, про преобразования», — приводит его слова «Интерфакс» (Жириновский, конечно, не создавал ДС, но лишь ненадолго туда заглянул, он пробовал себя в разных структурах пока не остановился на ЛДПСС - будущей ЛДПР - "Полит.ру"). Политик признался, что увиденное и услышанное тогда окончательно подтолкнуло его к тому, чтобы заниматься политикой.
По словам лидера оппозиционной партии «Яблоко» Сергея Митрохина, «в современном оппозиционном движении очень интенсивно размываются моральные рамки и моральные критерии. Одним из гарантов этих критериев была Валерия Ильинична. Ее уход — очень большая потеря для демократического движения».
Новодворская родилась 17 мая 1950 года в белорусском городе Барановичи. Один из ее предков, по словам самой Новодворской, был мальтийским рыцарем и служил Польше. Прадед Валерии Новодворской был революционером, в Смоленске он организовал первую типографию социал-демократов. Оба родителя, мать — врач, отец — инженер, были членами КПСС. Саму Валерию Ильиничну воспитывала бабушка. Когда Валерии было девять лет, Новодворские переехали в Москву. В 1968 году будущий политик окончила в столице среднюю школу, затем училась на французском отделении в Московском институте иностранных языков имени Мориса Тореза по специальности «переводчик и педагог». Впоследствии переводила медицинскую литературу. В вузе организовала подпольную студенческую группу, где обсуждали необходимость вооруженного восстания для свержения коммунистического режима.
В 19 лет в Кремлевском дворце съездов Новодворская совершила свой первый громкий политический поступок. Она раздавала листовки с собственным антисоветским стихотворением. Поэтессу быстро арестовал КГБ. Ее обвинили в антисоветской агитации и пропаганде. Следующие годы были связаны с многочисленными арестами и принудительным лечением от «вялотекущей шизофрении». Аресты и медикаментозное лечение от несуществующих заболеваний закалили Новодворскую. Она стала тиражировать и распространять самиздат. Несмотря на аресты, в 1977 году окончила вечерний факультет иностранных языков Московского областного педагогического института. В 1988 году диссидент Новодворская стала одним из создателей партии «Демократический союз». В сентябре 1990 года опубликовала статью «Хайль, Горбачев!», на митингах рвала портреты первого и последнего президента СССР. Тогда ее обвинили в публичном оскорблении чести и достоинства президента СССР и оскорблении государственного флага.
В конце 1992 года Новодворская и часть членов этой партии создали организацию «Демократический союз России». В сентябре 1993 года после указа Бориса Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета организовала митинги в поддержку президента. После штурма здания Верховного Совета верными Ельцину войсками политик отпраздновала это, угощая прохожих шампанским. В июне 1994 г. была одним из учредителей «Демократического выбора России». В 1995 году баллотировалась в Государственную Думу, однако проиграла выборы. В 1996 г. перед президентскими выборами поддерживала кандидатуру Григория Явлинского. После первого тура вместе с «Демократическим союзом» предложила лидеру «Яблока» отдать голоса своих сторонников Борису Ельцину. В феврале 2008 года за защиту интересов Литвы награждена Рыцарским крестом Ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
В марте 2010 г. подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». В марте 2014 года присоединилась к активистам украинского «Правого сектора» с призывом активнее влиять на украинское правительство, для того чтобы противостоять России.
Новодворская была полиглотом, свободно владела французским и английским языками, читала на немецком, итальянском, латыни и древнегреческом.