Как и положено в преддверии Новолетия (13 января), все люди радуются жизни и желают друг другу счастья. Органы государственной власти и управления тоже принимают участие в общем веселье, тем более, что это им положено по должности. Вот и наше правительство не осталось в стороне от новогодних поздравлений и продекларировало, хотя в очень урезанном виде, программу социально-экономического развития страны, из которой видно, как жизнь россиян будет меняться к лучшему. Причем правительство (на то оно и власть!) осветило нам перспективу сразу на три года вперед, добавив тем самым новые краски в картину новогоднего веселья.
Судя по правительственным разработкам, нам по-прежнему придется удваивать ВВП, хотя автор этой идеи вроде бы уже в отставке, а экономический рост в стране постепенно выдыхается. Меры, способные подстегнуть падающие темпы, в программе не конкретизируются, но, судя по отдельным фразам, их собираются ускорить с помощью проводимой в настоящее время Центробанком кредитно-денежной политики и путем уменьшения налоговой нагрузки на экономику, включая снижение в среднесрочной перспективе основной ставки налога на добавленную стоимость, а также совершенствование налогового и таможенного администрирования.
Уже эта информация дает понять, что в среднесрочной перспективе ревальвация рубля нам не грозит, так как современная кредитно-денежная политика – это политика стабилизации курса национальной валюты в коридоре 28-29 руб./доллар. Судя по всему, нам также не грозит снижение денежного предложения, которое будет постоянно провоцировать рост цен, так как сейчас Центральный банк изо всех сил проводит инфляционное финансирование экономики, надеясь тем самым ускорить темпы экономического роста. Результаты такой политики, правда, приводят к ускорению роста цен, а не продукции, но органы монетарного руководства это, кажется, не смущает, и они готовы играть в свои игры дальше. Хотя есть шанс, что они еще поменяют ориентиры и мы увидим более оригинальные сюжеты, чем простая скупка в резерв Центробанка части валютной выручки экспортеров с одновременным впрыскиванием в обращение денежной массы в совершенно ненужном ему количестве.
Снижение ставки НДС – это мера, конечно, более реальная, чем кредитно-денежные игры, только, правда, непонятно, на какой эффект рассчитывают государственные органы, предлагая понизить обложение граждан. Во-первых, точно не известно, как распределится высвободившийся после снижения налога дополнительный доход между потребителями и производителями. Обычно считается, что понижение НДС приводит к росту благосостояния граждан, так как база его обложения – товары конечного потребления. Снижение налога означает снижение цен на них и, соответственно, расширение объема покупок. Но то - в другом мире, а вот что будет у нас, предсказать трудно. Может случиться и так, что большая часть высвободившихся из налогообложения доходов будет уловлена производителями путем простого повышения цен в меру снижения ставки налога, и тогда потребителям никакого выигрыша не достанется. Во-вторых, неясно, будет ли федеральный бюджет России, в который поступает НДС, через три года располагать достаточными ресурсами, чтобы компенсировать снижение ставки налога. Все-таки он дает почти половину поступлений федеральных доходов, и любое изменение ставки, пусть даже на один-два процентных пункта, может вызвать бюджетный кризис. Сейчас-то у бюджета средства есть, в одном Стабилизационном фонде находится 1236 млрд руб., но они предназначены для досрочного погашения внешнего долга в 2006-2007 годах, и далеко не факт, что после этого погашения остаток средств в фонде будет достаточен для компенсации снижения ставки НДС. Хотя правительство может просто поиграть цифрами, понизив основную ставку (18%) и повысив ставку на льготные товарные группы (сейчас 10%). Но тогда эта мера вообще не будет иметь никакого экономического смысла, и ее скорее можно отнести к улучшению налогового администрирования, чем к инструментам стимулирования экономического роста.
Конечно, налоговое администрирование тоже надо улучшать, тем более, что с НДС, особенно в части его возмещения экспортерам, имеет место сплошное жульничество. Но снижение ставки здесь точно не поможет, поэтому разменять ее снижение на рост собираемости у финансовых органов не получится.
То есть набор мер по стимулированию экономического роста, предложенный в проекте программы развития Российской Федерации, большого эффекта не даст, и россиянам надо или рассчитывать на то, что проект будет пересмотрен и в него будут внесены более энергичные меры, или понимать, что темпы роста будут постепенно затухать.
Правда, на самом деле не все так плохо. В программе предусматривается одна мера, которая позволит, если ее реализуют, существенно оздоровить экономическую ситуацию в стране. Речь идет о вовлечении в хозяйственный оборот земельных участков путем снижения цены их выкупа. Если удастся запустить процесс распродажи государственных земель, то эффект от этой меры во много раз перекроет все изменения и в кредитно-денежной, и в налоговой политике. Единственное «но», которое здесь возникает, - это постоянное затягивание решения данного вопроса. Выкуп земли уже давно должен был начаться, но решения о начале процесса все еще нет, так как заинтересованные стороны никак не сойдутся во мнениях, как эту землю надо продавать. А время между тем идет, и упущенная выгода начинает постепенно накапливаться.
Таким образом, праздничного настроения правительственная программа сильно не добавляет, хотя надежду на лучшее будущее, пусть и в 2008 году, все же не отнимает.