В крупных городах России уже сложилась новая культура потребления информации. Измерители показывают, что новости по радио в последние годы слушают все больше москвичей. В машине люди слушают радио, дома и в телефоне смотрят интернет. Телевизор в эту медиа-реальность пока не вписывается.
Медиа-повестка последних лет и вообще происходящие события должны были сказаться на потребителях информации. И как свидетельствуют данные измерителей даже сказались. По данным Synovate Comcon (их приводят «Ведомости»), аудитория новостных радио в Москве за последние пять лет выросла на 87 процентов, а вот музыкальные радио остались примерно с теми же показателями, даже немного потеряли. Получается, что москвичи полюбили слушать новости, хотя в массе и не потеряли интерес к музыке.
Что это означает? Быть может, аудитория новостных станций росла из-за усиливавшихся протестных настроений в столице? Быть может, но только этим не объяснишь.
Сам рынок новостных станций, строго говоря, тоже не такой давний формат — с 2007 года рынок обогатился целым набором именно что новостных и разговорных радиостанций. Вообще до 2007 года ни новостных, ни разговорных радио в столице почти и не было. Было «Эхо Москвы», с поправками «Серебряный дождь», да и все из основных, пожалуй.
Именно с 2007-2008 года начинается буквально бум новостных и разговорных радио-проектов. «Маяк 24» как раз в 2007 году начал переформатирование с прицелом на молодежную аудиторию, «Бизнес ФМ» стартовал в 2007 году, «Вести ФМ» и «Финам ФМ» начали вещание годом позже. Тогда же всерьез изменилась и усилилась «Русская служба новостей» после прихода на пост главного редактора Сергея Доренко. «КоммерсантЪ ФМ» существует с 2010 года. Иными словами: на рынке просто появилось предложение, раньше его и не было особо. А тут — целый вал проектов на любой вкус. Неудивительно, что их аудитория выросла.
Вопрос тут в том, почему этот сегмент не развивался до 2007-2008 годов. Сам факт роста числа новостных и разговорных станций много что может означать и много что означает. Рост числа всяких кредитных авто у интересующихся новостями офисных клерков, особенно сильный в предкризисное время, влияет? Определенно влияет, ведь радио давно стало развлечением для автолюбителей. Общий тренд на сокращение просмотра теленовостей в молодежной среде и у тех же офисных работников тоже вполне может выступать фактором.
Да и медиа-повестка вполне располагала к росту запроса на новости и новые форматы их подачи. В том же 2007-м году страна вообще и столица в частности ожидала самых скучных и полностью запрограммированных выборов в Госдуму, политика была развлечением для относительно небольшой группы эстетов. В стране стояла пора казавшейся уже привычной и вечной стабильности. Во главе страны «вечный» Путин, в столице - «вечный» Лужков, официальные лица несут скучную ахинею на тему экономического роста, зарплаты растут — это скучные новости.
Обе темы долгоиграющие, кризис так вовсе будоражил людей минимум до середины следующего года. Во-первых, было непонятно: грохнет все окончательно или нет. И если нет, то интересно — до какой степени все упадет. Где это узнать? Да новости слушать, по телевизору-то сначала про «островок стабильности» говорили, а как все грохнуло, так о «преодолении последствий затронувшего Россиию финансового кризиса, который начался в Америке», а потом — так и вовсе об «успешном преодолении последствий» и так далее.
Да и вообще, даже за вычетом кризиса, «потешное президентство» Дмитрия Медведева событиями было не обделено, от гаджетов самого «гаранта» до сериала с отставкой Лужкова, что для москвичей, несомненно, было темой интересной. Скажем, вопрос — а каким будет новый мэр? Или — а кто такой Собянин? Телевизор тут вряд ли всерьез поможет.
Невозможность узнать из пропагандистских речевок власти, раздающихся на ТВ, что происходит даже в самых общих чертах, похоже, и вызвала к жизни новые массовые форматы потребления информации.
В этих условиях вся актуальная политика осени 2011 - зимы 2012 годов с ее «рокировкой», выборами (в этот раз такими же запрограмированными, но куда как более нервными на фоне падения популярности власти) и митингами, разумеется, прибавила популярности новостным радиостанциям, но не радикально. По данным TNS, аудитория ведущих новостных и разговорных радиостанций выросла по сравнению с довыборным периодом процентов на 10-15. Много, но в целом в пределах нормы.
Иное дело, что выборы и прочие митинги не только радийщикам давали прирост. Многочисленные интернет-проекты (тот же сайт «Эха Москвы» или «главный интернет-телеканал снежной революции» «Дождь») тоже свою часть аудитории вполне получали.
Внятный запрос — пока преимущественно в столице и крупных городах — на информацию и неумение ее оперативно доносить телеканалов, похоже, породили новую информационную реальность. В этой реальности есть радио, интернет-СМИ, всякие блоги и условный «Фейсбук» как «коллективный организатор». Найдется ли в этой реальности место новостям «Первого канала», покажет время. Ну или «Время» на «Первом канале».