Еженедельный обзор федерального законодательства |
Определяется порядок рассмотрения ходатайств учреждений культуры о выделении им культурных ценностей из числа относящихся к федеральной собственности и находящихся на территории РФ, в компенсацию ущерба, понесенного этими учреждениями в результате разграбления и (или) уничтожения их имущества войсками бывших неприятельских государств в период войны, а также претензий относительно распределения этих ценностей.
Регламентируются вопросы формирования специального фонда и ведения реестра перемещенных культурных ценностей, находящихся на территории РФ, не востребованных заинтересованными государствами, либо физическими или юридическими лицами этих государств на основе вступившего в силу судебного решения.
Определяется порядок отнесения культурных ценностей, подлежащих передаче иностранным государствам, заявившим о своих претензиях на них, к культурным ценностям, имеющим уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение, передача которых осуществляется на основании федерального закона.
Дополнения вносятся в условия, при наличии которых возникает право указанных лиц на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии (кроме государственных пенсий за выслугу лет).
Месячное денежное содержание заменяется среднемесячным, которое различается в зависимости от получения пособий по нетрудоспособности в расчетный период, либо замещения должностей федеральной службы менее 12 полных месяцев перед увольнением.
При замещении служащим в расчетном периоде различных должностей федеральной службы, ограничение размера среднемесячного денежного содержания (вознаграждения) производится исходя из оклада (вознаграждения) на период замещения.
Устанавливаются особенности подготовки иностранных военнослужащих в военных ВУЗах, на офицерских курсах, в учебных центрах, а также порядок организации договорной, учебной, воспитательной и методической работы, пребывания иностранных военнослужащих на территории РФ, отчетности и контроля.
Руководителям подразделений ФАПСИ даются поручения, касающиеся предоставления супругам военнослужащих из числа лиц гражданского персонала, работающих в федеральных органах, отпуска одновременно с отпуском военнослужащего(ей), выплаты выходных пособий и др.
Оспариваемый нормативный акт устанавливает дополнительное условие выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом - отсутствие у декларантов задолженности по уплате таможенных платежей, а также процентов за использованную отсрочку или рассрочку по этим платежам в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных товаров.
Ст. 24 Таможенного кодекса РФ установлено, что Правительство РФ в пределах своей компетенции вправе до принятия соответствующих законодательных актов определять особенности правового регулирования таможенных режимов, не предусмотренные Кодексом. По утверждениям истца, постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1002 указанному условию не отвечает, а дополнительное условие выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом относится к платежам в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных товаров и запрещает помещать товары под таможенные режимы выпуска товаров для свободного обращения и экспорта. Между тем законодатель сам определил порядок взыскания неуплаченных таможенных платежей и меры ответственности.
Верховный Суд РФ постановил признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания указанное постановления Правительства РФ.
Устанавливаются правила обязательной сертификации соответствия гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходных с оружием изделий в Системе сертификации ГОСТ Р, нормативная база сертификации, основные функции субъектов Системы сертификации, организационная структура и порядок взаимодействия субъектов Системы при сертификации.
Определяются требования к системе эксплуатационной поддержки, осуществляемой поставщиками оборудования электросвязи, применяемого на Взаимоувязанной сети связи РФ для обеспечения его работоспособности и надежности.
Требования распространяются на системы связи, выполняющего такие сетевые функции как: цифровые системы коммутации, включая функции ЦСИС (ISDN); системы широкополосной коммутации Ш-ЦСИС (B-ISDN); системы сотовой радиосвязи; системы абонентского радиодоступа (кроме радиоудлинителей) к сетям телефонной связи и сетям передачи данных; наземное оборудование систем глобальной персональной спутниковой связи; транкинговые системы радиосвязи и др.
Требования не распространяются на систему эксплуатационной поддержки оконечного (абонентского) оборудования электросвязи.
Смягчается карательная политика государства по отношению к лицам, совершающим преступления небольшой или средней тяжести. Заключение под стражу применяется главным образом к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, а в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (с санкцией до трех лет лишения свободы), - лишь в порядке исключения. Расширяется перечень иных видов процессуального принуждения - залога, поручительства, домашнего ареста и др.
Существенно сокращаются сроки содержания под стражей лиц, числящихся за органами расследования и судами. В качестве альтернативы лишению свободы, расширяются виды и категории лиц, направляемых в колонии-поселения. Расширяются основания и порядок применения различных видов досрочного освобождения от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение, замена наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, досрочное освобождение женщин, имеющих малолетних детей и др.)
В уголовно-исполнительное законодательство вносятся отдельные уточнения и изменения, направленные, прежде всего на гуманизацию условий отбывания наказания, устранение противоречий, содержащихся в ряде норм, а также пробелов в правовом регулировании. В частности, существенно изменяются условия расходования денег, имеющихся у осужденных на лицевых счетах (в пределах от одного до трех минимальных окладов или вообще без ограничения) в зависимости от вида учреждения, режима и условий отбывания наказания.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением п. 5 ст. 2 (с 1 января 2002 г.) и п. 7 ст. 2 (через три месяца после вступления в силу самого закона).
Начиная с I квартала 2003 г. операторы связи (независимо от организационно-правовой формы) обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам услуг связи.
В связи с введением в действие гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, начиная с 1 января 2001 г. не применяются перечисляемые письма Госналогслужбы РФ и Минфина РФ.
Кодекс содержит 19 глав и состоит из 167 статей. В нем нашли отражение вопросы: государственного регулирования в области внутреннего водного транспорта; содержания и использования внутренних водных путей; регистрации судов внутреннего плавания и имущественных прав на них, в том числе продажи, аренды, залога (ипотеки); регулирования трудовых и служебных отношений экипажа судна и судовладельца; обеспечения безопасности судоходства; регулирования деятельности портов; организации перевозок грузов, в том числе в прямом смешанном сообщении, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов; организации перевозок пассажиров, багажа и почты; ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров; спасания людей, судов и иного имущества; составления актов, предъявления и рассмотрения претензий и исков и другие.
Четко трактуются положения, касающиеся взаимоотношений перевозчика, пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и наряду с правами и обязанностями устанавливает равную ответственность сторон за несоблюдение принятых на себя обязательств по перевозке.
Кодекс вводится в действие с момента официального опубликования.
Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 13 марта 2001 г.
Заявители оспаривают конституционность п. 3 ст. 55 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", которым, по их мнению, исключается судебная проверка по жалобам на вынесенные определения арбитражного суда хотя бы еще одной судебной инстанцией с целью исправления возможной судебной ошибки. Конституционный Суд РФ указал, что до внесения федеральным законодателем необходимых изменений и дополнений в законодательство арбитражным судам и иным правоприменительным органам надлежит применять непосредственно ст. 46 Конституции РФ. При этом арбитражные суды вправе по заявлениям заинтересованных лиц воспользоваться процедурами апелляционного пересмотра судебных актов, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с обнаруженной судебной ошибкой либо пересмотра в порядке надзора определений, препятствующих движению дела.
Также оспаривается конституционность ст. 56 закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение. Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ оспариваемую статью, поскольку она позволяет вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривает право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение.
Постановление вступило в силу после его провозглашения.
Сумма акциза, уплачиваемая таможенным органам РФ при ввозе подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения. Положения настоящего приказа применяются в отношении товаров, предъявленных к таможенному оформлению до 1 июля 2001 года.
До сведения таможенных органов Российской Федерации доводится информация об органах исполнительной власти государств - участников СНГ, уполномоченных выдавать справки о фактической уплате акциза в бюджет государства - участника СНГ, образцы печатей и подписей лиц, уполномоченных заверять такие справки, а также особенности применения Порядка для каждого государства - участника СНГ.
Не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление товаров, происходящих из РФ и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в РФ.
Таможенное оформление таких товаров производится в таможенных органах по месту государственной регистрации лица, перемещающего товары. Помещение товаров на склады временного хранения в обязательном порядке не производится.
При выпуске товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, в товаротранспортных накладных проставляется штамп "Выпуск разрешен" и номер грузовой таможенной декларации, заявления либо иного документа, используемого в качестве таможенной декларации.
Федеральный закон принят взамен Закона РФ от 2 июля 1993 г. N 5318-1, отдельные нормы которого признаны неконституционными постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 г. N 18-П.
Закон восстанавливает право граждан, выехавших за пределы РФ до 1 июля 1993 г. или после этой даты, но не проживавших непосредственно до выезда на территории РФ, на выплату пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Данное право возникает с даты вступления в силу указанного постановления Конституционного Суда РФ. Устанавливается, что за границу должны переводиться только пенсии, назначенные в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой). Это связано с тем, что назначение социальных пенсий, в отличие от трудовых пенсий, не зависит от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и, следовательно, не может быть обязанностью государства по переводу этих пенсий за границу.
Также регулируется вопрос о порядке пересмотра сумм пенсий, подлежащих переводу за пределы РФ, при принятии федеральных законов об изменении норм пенсионного обеспечения.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Оспариваемые нормы касаются применения мер ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налогов, возникшую в результате неотражения, несвоевременного или неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей и т.д. По мнению заявителя, юридическая конструкция оспариваемых норм такова, что позволяет применять одновременно предусмотренные перечисленными пунктами меры ответственности. В результате налогоплательщик за одно и то же неправомерное действие может быть дважды подвергнут взысканию, что противоречит Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ указал, что составы правонарушений, предусмотренных оспариваемыми нормами, не имеют четкого разграничения. В п. 1 ст. 122 под неуплатой или неполной уплатой суммы налога в результате не только занижения налоговой базы, но и "иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)" прежде всего имеется в виду занижение или сокрытие доходов, сокрытие объектов налогообложения, отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения, т.е. нарушение правил учета доходов и расходов и налогооблагаемой базы, ответственность за которое установлена пп. 1 и 3 ст. 120. В результате лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122, одновременно может быть привлечено к ответственности и по пп. 1 и 3 ст. 120, т.е. будет наказано дважды за одно и то же неправомерное деяние.
Конституционный Суд РФ постановил, что положения оспариваемых пунктов не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий. Это не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.
Определяются правила регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также их учета исполнительными органами Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) в качестве страхователей по государственному социальному страхованию. Факт регистрации подтверждается страховым свидетельством установленной формы.
Перечисляются документы, представляемые страхователем при регистрации. В случае реорганизации, ликвидации и других изменениях в статусе юридического лица (обособленного подразделения), страхователь обязан письменно уведомлять исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации.
Также на сервере www.garant.ru Вы можете бесплатно получить следующую информацию :
Мониторинг предоставлен © НПП "Гарант-Сервис"