будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество Вячеслав Володин
Июнь 14, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Новые принципы работы новой Думы

Новые принципы работы новой Думы
володин_жуков_яровая_лебедев_14072017

Иногда почему-то считается, что вся российская политическая система управляется из единого центра — если придерживаться этой логики, то, конечно, неважно, кто и когда вносит законы. Но если предположить, что различные институты власти все-таки имеют некоторую самостоятельность, то важно изучать то, как они себя ведут.

Например, считается, что Государственная Дума в последнее время играет все большую политическую роль. Причины политологи называют самые разнообразные: от Вячеслава Володина на посту спикера до способа формирования нижней палаты парламента (теперь половина депутатов избирается в одномандатных округах). Как бы то ни было, седьмая Дума уже не считается «бешеным принтером», хотя непопулярных законопроектов рассматривает тоже немало.

 
Заседание Государственной Думы
Марат Абулхатин/Фотослужба ГД

В предыдущих составах наиболее одиозные законопроекты было принято вносить «представителями всех четырех фракций», в особых случаях — председателями всех фракций, а когда ситуация совсем экстремальная, как с «законом Димы Яковлева», под документом ставили подписи почти все члены Думы.

Сейчас ситуация изленилась. Оказывается, что заметная часть непопулярных законов, внесение которых не может пройти без согласования со спикером, подписывают рядовые депутаты — хотя принцип «межфракционности» и сохранятется.

 
Депутат Александр Ющенко (слева)
Анна Исакова/Фотослужба ГД

Так, например, законопроект о запрете анонимности в мессенджерах внесен тремя депутатами. Его подписали член ЕР, депутат от Калмыкии Марина Мукабенова, член фракции СР Олег Николаев и член КПРФ Александр Ющенко. Причем если Мукабенова и Ющенко являются зампредседателями комитета по информационной политике, то Николаев - член комитета по эконополитике.

Другой законопроект об ограничении свободы в интернете, который запрещает анонимайзеры и VPN, также подписан Александром Ющенко. Помимо него документ подписали член комитета по информполитике, единоросс Максим Кудрявцев, избранный по одномандатному округу в Новосибирске, а также эсер Николай Рыжак, член комитета по безопасности.

Хотя бы из этих двух примеров видно, что спорные законопроекты подписывают представители разных фракций (в данном случае — ЕР, КПРФ и СР), которые, причем, чаще всего, работают в профильных комитетах.

 
Презентация книги Павла Крашенинникова "Закон и законотворческий процесс"
Марат Абулхатин/Фотослужба ГД

Достаточно спорный закон о самозанятых гражданах, который призван вернуть в правовое поле тех, кто работает сам на себя и, зачастую, не платит налогов, в январе внесли на обсуждение Думы два депутата — Павел Крашенинников и Андрей Макаров. Они оба состоят во фракции ЕР и оба возглавляют профильные комитеты: по госстроительству и по бюджету и налогам соответственно. Позже документ подписали еще 22 депутата.

Не исключено, что такой формат внесения свидетельствует о том, что инициатива не политическая, а, скорее, экономическая — известно, что за принятие поправок выступало руководство Минтруда, вполне вероятно, что поправки в Гражданский кодекс были таким образом проведены в обход правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Интересна судьба уже принятого во втором чтении законопроекта о лишении гражданства террористов, в который внесены также пункты о присяге людей, принимающих гражданство России и особом порядке выдачи российских паспортов украинцам.

 
Выдача российских паспортов. Симферополь, август 2014
rk.gov.ru

Этот документ подписали десять депутатов во главе со спикером Вячеславом Володиным и лидерами всех четырех фракций. Пока такой представительный состав авторов за все время работы седьмого созыва встречался всего один раз. Почему именно закон о гражданстве оказался так важен — сложно сказать.

При этом стоит заметить, что пока с момента избрания спикером Вячеслав Володин подписал всего три законопроекта: о гражданстве, поправки в УПК и в закон о статусе депутата.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).