Родные и близкие бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна собрали 50 млн рублей, необходимых для его освобождения под залог. После чего стража покинула палату тяжело больного экс-менеджера, который пока останется в больнице. Во вторник вечером Алексаняна навестили близкие родственники – сын, отец и братья.
«Мы смогли собрать и внести сумму, достаточную, чтобы внести залог. В настоящее время стража снята», – сообщил агентству Reuters отец Алексаняна Георгий. Адвокат Елена Львова говорит, что все близкие Алексаняна благодарны людям, которые помогли.
Напомним, в начале декабря Мосгорсуд принял решение освободить бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна под залог 50 млн рублей. Защитники назвали эту сумму «совершенно невообразимой». Родные Алексаняна заявили, что у них нет таких денег. Сам Василий Алексанян назвал решение Мосгорсуда «циничным издевательством над законом и здравым смыслом».
Отметим, что в российской судебной практике это был второй случай, когда за свободу был заплачен рекордный залог в 50 млн рублей. В октябре 2008 года Верховный суд выпустил под залог 50 млн рублей глава компании «Вашъ финансовый попечитель» Василия Бойко, которого обвиняют в махинациях с подмосковной землей. Однако после уплаты залога Бойко из СИЗО не отпустили, так как следствие предъявило бизнесмену новые обвинения. Впрочем, через несколько дней Тверской суд Москвы освободил Василия Бойко, признав новый арест безосновательным. Он был освобожден позже, когда Тверской суд Москвы освободил Василия Бойко, признав новый арест безосновательным.
В середине декабря на сайте пресс-центра адвокатов Михаила Ходорковского начался сбор средств для выплаты залога. Были размещены банковские реквизиты счетов, на которых велся сбор средств. Отец Алексаняна попросил всех, кто желает помочь выплатить залог, указывать свои реквизиты, дабы получить деньги обратно в случае возврата залога.
Алексанян был арестован 7 апреля 2006 года. По версии Генпрокуратуры, он украл имущество ОАО «Томскнефть», а также акции нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих Восточной нефтяной компании (ВНК). В июле 2006 года Генпрокуратура предъявила ему новое обвинение – в уклонении от уплаты налогов.
С февраля 2008 года больной СПИДом и раком Алексанян находился под арестом в клинике. До перевода из СИЗО в клинику, бывший вице-президент ЮКОСа утверждал, что путем отказа в предоставлении медицинской помощи его хотят вынудить дать устраивающие следствие показания против главных фигурантов дела ЮКОСа – Ходорковского и Лебедева. Алексанян отказался, после чего ему резко ухудшили условия содержания. В результате у заключенного стал резко прогрессировать ВИЧ.
Тогда же, в феврале, суд приостановил судебный процесс в отношении Алексаняна из-за состояния его здоровья – консилиум врачей Боткинской больницы официально подтвердил наличие у подсудимого рака лимфатической системы. Алексанян перенес три безрезультатных сеанса химиотерапии и находится в крайне тяжелом состоянии. В ноябре Алексанян перенес операцию по удалению селезенки, после которой возникли осложнения. Таким образом, решение освободить Алексаняна было принято после того, как возникла реальная опасность, что он может скончаться в заключении.
На прошлой неделе Европейский суд по правам человека в Страсбурге назвал содержание Алексаняна в тюрьме бесчеловечным и специальным постановлением потребовал от российских властей освободить его.
Жестокость властей по отношению к фигурантам дела ЮКОСа некоторые наблюдатели объясняют мотивами личной мести со стороны Владимира Путина и его команды. Вторым показательным примером служит ситуация с недавно родившей Светланой Бахминой, который суд дважды отказывал в условно-досрочном освобождении.
Бахмина первой из осужденных по делу ЮКОСа подала прошение о помиловании президенту Дмитрию Медведеву. Однако впоследствии она его отозвала. По мнению бывших коллег Бахминой, между ней и руководством ФСИН могла быть достигнута договоренность о том, что она отказывается от попыток получить помилование, а ей взамен обеспечивают хорошее медобслуживание при родах.
Недавно Бахмина родила дочь – в гражданской клинике в Подмосковье. На прошлой неделе стало ясно, что в этом году эск-юрист ЮКОСа на свободу не выйдет.