Во время консультаций Владимира Путина с парламентским большинством собственно консультаций и не было. Президент назвал имя будущего премьера - Михаила Фрадкова - без объяснения причин и без обсуждения. Причем президент "был бледен как никогда" в тот момент, когда предлагал Думе кандидатуру Михаила Фрадкова. Это продолжает сюжет, намеченный рядом наблюдателей о якобы особой бледности президента в тот момент, когда он отправлял в отставку правительство Михаила Касьянова: “Президент бледен. Может, просто плохо выставили освещение? Сумрачный германский гений…” - шутили вчера в "Намедни".
Кандидатура Михаила Фрадкова неожиданная, но отнюдь не неизвестная.
Президент назначил на пост премьера человека фискального, а не инвестиционного. Это вполне отражает тот политический курс, который будет воплощаться в следующее четырехлетие правления Владимира Путина. Такое мнение в интервью “Полит.ру” высказал глава аналитической группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин.
За время своей длительной карьеры будущий премьер-министр Российской Федерации Михаил Фрадков больше всего запомнился, возглавляя Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП) с 28 марта 2001 года.
Налоговая полиция была упразднена со скандалом 11 марта 2003 года после того, как этот силовой орган объявил программу “профилактики налоговых правонарушений”, которая предусматривала преследование бизнесменов, коллег и родственников только по подозрению в совершении налоговых правонарушений, с применением таких, например, средств, как детектор лжи. Предусматривалось, в частности, воздействие на их [бизнесменов] коллег по работе и членов их семей, а также “создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости”, в том числе в сотрудничестве со средствами массовой информации. Предусматривается также постановка всех этих “лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения” на “профилактический учет”.
Данные инновации вызвали бурю протестов в среде бизнеса, адвокатов и правозащитников, справедливо полагавших, что данная практика может повернуться массовым террором.
Остается вопрос, были ли эти, мягко говоря, странные поступки следствием личных амбиций Михаила Фрадкова или хитроумной провокацией, нацеленной на уничтожение его ведомства. В интриге по уничтожению ФСНП, по нашим данным, участвовала коалиция крупного бизнеса, что совпало с решением Владимира Путина усилить централизацию в силовых ведомствах.
Кроме неприятной историей с детекторами лжи, Михаил Фрадков был замешан и в другой неприятной истории.
В январе 1996 года против Михаила Фрадкова, который тогда был заместителем министра внешнеэкономических связей России, было возбуждено уголовное дело по факту незаконного расходования государственных средств в МВЭС. Сведения об этом деле и история его возникновения содержатся в статье, напечатанной в “Известиях” от 24.05.96.
Ревизия, проведенная в 1994 году в МВЭС, выявила незаконное использования внебюджетных средств в размере 4,9 млрд рублей, пишут “Известия”. Эти средства были использованы чиновниками в личных целях. Первичные документы на выплату и перевод денег визировались непосредственно министром Олегом Давыдовым и его первым заместителем Михаилом Фрадковым. Во время расследования от “короткого замыкания” полностью выгорел прокурорский кабинет, в котором хранились материалы этого дела, а основной свидетель — начальник главного контрольно-финансового управления министерства Александр Кольцов - умер в Центральной клинической больнице “от лимфосаркомы” во время расследования.
Справедливости ради следует признать, что такого рода дел против чиновников было в 90-е немало, и чаще всего они были следствием конфликта в крупном бизнесе за отдельные позиции в правительстве.
Наши источники в либеральном крыле правительства считают фигуру Михаила Фрадкова “умеренно приемлемой”. Несиловой опыт у нового премьера в первую очередь связан с работой во внешнеэкономических ведомствах, и этот опыт у него наиболее длительный. Он работал на внешнэкономических должностях, в “Ингосстрахе” и в министерстве торговли с 1975 до 2001 года, поэтому, например в МЭРТе его могут считать “почти своим”.
Исполнительный секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс считает Михаила Фрадкова "очень адекватным человеком". Юргенс полагает, что налоговое прошлое Фрадкова не является негативным фактором в политической биографии будущего премьера: “Во-первых, его налоговое прошлое очень ограниченно – он проработал главой ФСНП не более пары лет. А во-вторых, во время его директорства не было ни одного неадекватного налогового процесса, ничего подобного тому, что развернулось летом 2003 года, при нем не наблюдалось”.
Таким образом, мы имеем дело с советским внешнеторговым чиновником, который в последнее время был замечен в приверженности жестко силовому контролю за экономикой.
Справка:
Родился 1 сентября 1950 года в Куйбышевской области.
В 1972 году окончил Московский станкостроительный институт по специальности "инженер-механик", в 1981 году - Академию внешней торговли.
В 1973-75 годах - сотрудник аппарата экономического советника посольства СССР в Индии.
С 1975 по 1984 год работал на различных должностях во всесоюзном объединении "Тяжпромэкспорт" Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям.
В 1984-1988 годах - заместитель начальника Главного управления поставок ГКЭС.
В 1988-1991 годах - заместитель и первый заместитель начальника главного управления координации и регулирования внешних экономических операций МВЭС СССР.
В 1991-1992 годах - старший советник постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представитель России при ГАТТ.
С декабря 1992 года - замминистра внешних экономических связей РФ. С октября 1993 года - первый заместитель министра внешних экономических связей России.
С марта 1997 года - временно исполняющий обязанности министра внешних экономических связей и торговли России.
С 16 апреля 1997 года по 23 марта 1998 года - министр внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
С мая 1998 года - председатель совета директоров АО "Ингосстрах" (избран на заседании совета директоров АО в мае 1998 года).
С февраля 1999 года - генеральный директор "Ингосстраха".
С 25 мая 1999 по май 2000 года - министр торговли России. Вновь назначался на эту должность Указом Президента России от 19 августа 1999 года.
7 мая 2000 года правительство России сложило свои полномочия перед вступившим в должность президента страны Владимиром Путиным, указом президента России от 18 мая 2000 года министерство торговли было упразднено.
Во время работы в правительстве: представитель России в Исполнительном комитете Союза России и Белоруссии (с 25 сентября 1999 года).
С 31 мая 2000 года - первый заместитель секретаря Совета Безопасности РФ (Указ Президента РФ).
28 марта 2001 года назначен главой Федеральной службы налоговой полиции.
В марте 2003 года после упразднения ФСНП назначен полномочным представителем России при ЕС в ранге федерального министра. В июне 2003 года назначен специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом (с сохранением прежней должности).