В Российской академии образования сменился президент: им стал декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко. Ранее академию пять лет возглавляла Людмила Вербицкая, бывший ректор СПбГУ. Со сменой руководителя многие связывают ожидания изменения в работе РАО.
Выборы президента РАО состоялись 25 октября на общем собрании членов академии. Других кандидатур, кроме Зинченко, не предлагалось: участники собрания голосовали за или против единственного варианта. Как сообщается на сайте академии, Зинченко был выдвинут инициативной группой РАО по предложению президента академии Людмилы Вербицкой. За Юрия Зинченко проголосовали 139 членов академии из 168.
«Это, с одной стороны, большое доверие, с другой стороны, как психологи скажут, у меня есть зона ближайшего развития, потому что есть те, кто по-другому относится к этому выбору. Я думаю, что это есть тот этап, который нужно пройти, со всеми коллегами выработать общие цели, общие задачи и приступить к их решению», – приводит информационное агентство ТАСС реакцию Зинченко на результаты голосования.
На собрание по поводу выборов президента были приглашены крупные чиновники, медийные фигуры, входящие в Попечительский совет РАО, и почетные гости. Как пишет газета «Коммерсантъ», они просили нового руководителя академии о том, чтобы возглавляемая им организация уделяла больше внимания вопросам воспитания (эту тему активно поднимала министр просвещения РФ Ольга Васильева) и продвижению семейных ценностей (о необходимости и дальше продвигать разработанный в РАО курс семьеведения и шире затрагивать эту проблематику в школьной программе говорила уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова).
Говоря о новом руководителе РАО издание отмечает, что публике он известен прежде всего взаимодействием с Роскомнадзором. Более того, именно Зинченко, по данным газеты, фактически возглавлял разработку «Концепции информационной безопасности детей» для РКН в 2013 году. Эта концепция, встретившая неодобрительное отношение со стороны известных психологов, после некоторых правок была не только принята, но и позже названа «ориентиром для всех заинтересованных ведомств» (так, в частности, о ней на собрании РАО отозвался заместитель главы Роскомнадзора Вадим Субботин).
Российская академия образования является государственной структурой, считается правопреемником Академии педагогических наук СССР, созданной в соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 1 августа 1966 года из Академии педагогических наук РСФСР, которая, в свою очередь, была учреждена в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 6 октября 1943 года.
О современной роли, функциях и значении РАО с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. По ее словам, хотя академия создавалась для того, чтобы взять на себя обязанности своего рода мозгового центра в сфере российского образования, эти задачи она, по сути, перестала выполнять еще в советские времена.
«Раньше у нас было много академий: была большая академия, была академия медицинская, академия сельскохозяйственная, была академия педагогическая. Это отвечало представлениям руководства страны о важности тех или иных направлений научной деятельности. Соответственно, образование входило в систему важного. Но, к сожалению, в течение уже длительного времени Российская академия образования особой роли в принятии решений по развитию образования, по стратегическим вопросам в системе образования не играла.
Возможно, это было связано со слабостью руководства академии, с тем, что она уже довольно давно пребывала в близком к коматозному состоянии. Сейчас же смена руководства и приход нового, достаточно молодого человека в качестве президента РАО может привести к тому, что Академия сможет претендовать на большую роль в принятии решений относительно образовательной политики.
В какой-то момент, примерно два года назад, Министерство образования и науки (тогда это было еще единое ведомство) хотело ориентироваться на Российскую академию образования в своей работе. Однако увидело, что там нет тех заделов, которые ему необходимы, и опять отошло от нее. Сейчас, возможно, РАО будет иметь большее значение в принятии решений по развитию образования, чем прежде.
Если говорить о назначении Российской академии образования, то ей полагалось бы быть своего рода мозговым центром в этой сфере. Она должна была заявлять позицию по всем вопросам, связанным с развитием науки педагогики, а также по управлению системой образования, по экономике образования, по принципам подготовки кадров для системы образования – и так далее, и тому подобное. То есть это должен был бы быть именно «мозговой центр» в образовательной сфере.
Насколько я помню, таким образом дела обстояли еще с советских времен. В 1986 году, когда академик Шаталин готовил первую записку по состоянию российской экономики и управления для тогда еще занимавшего пост генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, уже было понятно, что никакого интеллектуального задела по образованию в Академии педнаук не наблюдается.
Нужен ли сейчас такой «мозговой центр», если РАО не выполняло эту функцию уже так давно, а система образования продолжала работать и развиваться? Я думаю, что если академия станет просто еще одним из центров по выработке образовательной политики, это будет хорошо. Конкуренция, в том числе конкуренция идей, всегда полезна. Вопрос ведь только в том, есть ли эти идеи», – объяснила Татьяна Клячко.