будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна
Винокуров Андрей

«О чем не сообщил ТАСС, того не существует в природе»

«О чем не сообщил ТАСС, того не существует в природе»
gusman-08
Михаил Гусман

«Полит.ру» продолжает цикл интервью со специалистами по иновещанию. Михаил Гусман, тележурналист, взявший интервью у многих мировых лидеров, Первый заместитель генерального директора ИТАР-ТАСС, рассказал о специфике своей работы и деятельность ТАСС

Михаил Соломонович, бывали моменты жесткого контроля, когда вы брали интервью у  первых лиц?

В России ни политические структуры, ни государственные никогда меня не спрашивали, какие вопросы я буду задавать. В отличие, кстати, от пресс-служб мировых лидеров. Они заранее интересуются вопросами, чтобы подготовить своих политиков. Недавно я вернулся из республики Корея, где в Сеуле я имел честь брать интервью у президента этой страны. Ну вот, я направил вопросы заранее. Но это вызвано тем, что разговор должен получиться простой. В силу ограниченности времени всегда интересней разговаривать, когда твой собеседник хорошо понимает тематику разговора и не боится, что ты застанешь его врасплох.

Моя задача в этих интервью не наступать на больные мозоли, это другой жанр. Я люблю сравнивать нашу с вами журналистскую профессию с профессией врача. Врач – это общее понятие. Но в медицине существует много разных направлений. Есть хирурги, терапевты, травматологи. Я себя вижу классическим терапевтом. В том смысле, что мне, чтобы беседовать, брать интервью, не нужен хирургический скальпель и какие-то особые жесткие приборы. Я по старинке прикладываю ухо к своему собеседнику и пытаюсь услышать его голос. Это мой подход, нравится он кому-то или нет, второй вопрос. В этом плане я совершенно свободен и в своих вопросах, и мне работать достаточно легко.

А бывали случаи, когда пресс-службы отсекали какие-то важные для вас вопросы?

Бывали, но я не вижу здесь крамолы. Есть вопросы, которые по каким-то причинам, необязательно политическим, тот или иной лидер не хочет обсуждать. Может, накануне он давал какое-то интервью, и чисто психологически уже устал, так как по этой теме уже все сказал. Если вы настаиваете, он, конечно, поговорит на эту тему. Бывает, что они считают, что вопрос для них закрыт, а я ковыряю раны.  Но это достаточно редкий случай. А бывают и обратные ситуации. Когда мои собеседники хотят раскрыть какую-то тему, которая их беспокоит, но у меня ее не было в вопросах. Тогда предлагают, просят, чтобы через мой вопрос они какую-то тему осветили.

А есть у вас какая-то яркая история на эту тему?

Ну, например, Король Иордании Абдалла II ибн Хусейн очень хотел поговорить об Оманской декларации. В России этот документ был малоизвестен, а в арабском мире его знали достаточно хорошо. Для самого короля это важный документ, о котором он бы хотел, чтобы знали в России. А у меня вопросов про нее не было. И тут мне передают, что король хотел бы про нее поговорить. Я, конечно, отвечаю, что, с удовольствием, о ней спрошу. Это нормальный двусторонний процесс. Но процентное соотношения тут 90 к 10. Только в десяти случаях из ста меня просят о чем-то подобном.

А все-таки подсказывает ли вам ваше руководство, какие вопросы задавать? Может, они ставят какие-то задачи?

Честно сказать, «Формула власти» существует уже 15 лет, и последние лет 14 мне уже задачи не ставят, потому что я уже соображаю, что надо делать. Первый год я был менее квалифицирован, но тоже не ставили. Давайте сыграем в игру. Что бы вы на моем месте спросили, скажем, у президента Кипра?

Про офшоры, про разделение Кипра…

Я об этом спрошу. Какие специфические вопросы вы может придумать?

Ну, может, лучше все-таки вы подскажите, что можно спросить в этой ситуации особенно важное?

Тут  вот какая штука, важно не только что, но и как. Моя задача состоит в том, чтобы человек открылся. Есть один, два, три лидера в мире, каждое слово которых важно. Может, Путин, Обама, теперь в меньшей степени Олланд, Меркель. Но и то… Вспомните последнее интервью Владимира Путина. Оно огромное, а цитируется 20-30 фраз. Интервью такой жанр… Важно не то, что человек скажет, но и как. В телевизионном интервью наиболее важно показать, как выглядит человек, создать представление о нем.

Давайте перейдем к ИТАР-ТАСС. Как вы контролируете работу ваших иностранных корреспондентов?

Мы абсолютно доверяем нашим корреспондентам. Считаем, что они в высшей степени подготовлены и профессиональны. В силу этого руководство нашей коррсетью носит, скорее, направляющий и рекомендательный характер. Какие-то вещи мы отсюда лучше видим, так как смотрим на весь мир… Поэтому иногда необходимо подсказывать журналистам, на что обратить внимание. Но это движение двустороннее. И от них также приходят планы и пожелания, что написать. Журналистская работа живая, надо каждый день приносить новую информацию.

Представьте простую историю. Сидит наш журналист в Испании. Он утром просыпается и впереди большой испанский день. Что-то происходит в Генеральных Кортесах, что-то во внешней политике. Туда отправляется с визитом король, параллельно идет огромное количество культурных событий, проходят спортивные состязания, а испанская наука тем временем приводит миру новые открытия. И наш корреспондент должен в течение дня выудить самое главное, отправить пару десятков сообщений. А что важнее - матч «Реал»-«Атлетико» или какие-то экономические изменения? И в этом специфика работа информагентства. Тем более, классического информагентства, которым является ТАСС. Надо найти самое главное, вычленить ключевое. Дать на ленту самое нужное читателям. То есть, если кратко: определить, что главное сегодня в мире, и через наши информационные продукты донести это до читателя.

А как вы выбираете повестку дня для той или иной страны?

Мы хорошо знаем, что в какой стране происходит, и есть темы, которые всегда актуальны. Например, Нью-Йорк – это мировая экономическая столица. Что происходит на нью-йоркской бирже, всегда интересно. Да и мнение Федеральной резервной системы США всегда важно. Одной фразой они могут поднять или опустить всю мировую экономику. Страны Евросоюза всегда немножко различаются. Экономический вес Германии больше, чем у Финляндии. Но у нас корреспонденты и там, и там. Тем важнее работа нашего финского корреспондента, где страна меньше и происходит меньше событий мирового уровня. Ему надо искать темы. Обращать внимание на мягкие темы, может, бытовые какие-то. В некоторых странах на них времени не хватает, а в других странах на них имеет смысл обращать внимание. Но это все должно быть сбалансировано. У меня на компьютере - беспрерывная новостная лента. Это наша «священная корова». Главное к ней требование, чтобы она была сбалансирована, чтобы были главные новостные, политические  события. Чтобы там было и о нашей стране, и о мировых событиях. И при этом надо рассказать и о политике, и о культуре и науке. А еще и так, чтобы читатели могли извлечь нужные им материалы.

А как у вас складываются отношения на внешнем рынке? То есть, насколько востребован ваш продукт в других государствах?

У нас есть зарубежные подписчики, а с нашими зарубежными партнерами мы объединены системой договоров. Мы друг друга читаем. Есть сложная система взаимосвязей. Мы знаем все, что публикуют они, они – что публикуем мы. Мы имеем право цитировать друг друга.

В некоторых странах наши отношения складывались десятилетиями. В этом году мы отмечали 90-летие деятельности ТАСС в США. В будущем году – 90-летие в Японии. Понятно, что за это время у нас завязались самые разнообразные отношения и с политическими, и с государственными структурами разных стран.

А с конкуренцией как справляетесь?

Очень просто. Им нужны достоверные, актуальные, точные новости из России. Но их корреспонденты тоже здесь работают. И вот здесь мы уж точно должны опережать наших и местных, и зарубежных конкурентов, откуда бы новости не исходили: из Кремля, со спортивной площадки, с премьеры Большого театра. Мы должны быть первыми в России, и тогда мы будем первыми и за рубежом из России.

А ваши иностранные партнеры как работают?

Точно так же. Есть крупнейшее мировое агентство Associated Press. В последнее время они стали особенно популярны, потому что Владимир Путин дал им интервью. Это наши партнеры. Они -мировой лидер. Но это не единственный источник информации в Америке. Совсем не единственный.  И они не вездесущи. Бывают случаи, когда наш корреспондент дает информацию быстрее, чем они.

Конкуренция сейчас сильная, у ТАССа нет монополии на информацию из России. Но за монополию бороться грешно, а  вот быть первыми среди других  мы обязаны. Такая же задача стоит и перед нашими иностранными корреспондентами.

Каковы самые трудные аспекты их работы, на Ваш взгляд?

У любого журналиста, работающего за рубежом, есть задача дать эксклюзив. Вот и все. Но у ТАССа есть огромное преимущество. Это огромный бренд Отечества, великий бренд. Наша задача этим брендом дорожить. Он же позволяет открыть любые двери, в любую щель проникнуть, любое окно открыть. Я не знаю офиса в мире, куда бы не смог войти корреспондент ТАСС. Если он не вошел туда, значит, он не на своем месте. Любой таксист в Колумбии узнает слово «ТАСС», если человек грамотный. Если не грамотный, то он не знает ничего.

А стоит ли перед вами задача формирования мировой повестки дня?

По логике вашего вопроса, телега катится впереди лошади. А мы все-таки не телега. Если событие значимое, то надо просто правильно его описать. Не надо раздувать событие, если оно не стоит того, это не в нашей компетенции. Дам вам вторую аналогию: мы, информационщики, производим нефть, мы бурильщики в пласте жизни, даем сырую ленту новостей. Дальше радийщики делают из этого бензин, телевизионщики – керосин, в журнале из наших новостей производится пластмасса, в газете – мазут, но все это делается из нефти. У нас может быть 5 строчек, 10 строчек. Если была бы информация о нашем с вами интервью, то она была бы одной строчкой: Гусман дал интервью такому-то. А содержание будет уже у вас.

У нас есть такая шутка, хотя в ней есть доля правды: о чем не сообщил ТАСС, того не существует в природе. Если задуматься, то это близко к истине. ТАСС говорит обо всем мало-мальски значимом. Если об этом не сообщили, то, значит, этого и нет  - по большему счету.

В каждой стране повестка может немного отличаться, для арабов важно одно, для китайцев - другое. Но вот представьте, перед вам будут стоять 20 телевизоров и в них одновременно начинается выпуск новостей. Если в мире, не дай бог, произойдет какое-то чудовищное событие, как «Фукусима» в Японии, то в них во всех главной новостью будет она. Или встреча G-20 тоже будет важна для всех. Хотя есть определенная специфика в каких-нибудь малых африканских странах. До них мировая повестка доходит далеко не всегда. У них будет G-20, но последним номером.

Но ведь от того, сколько сообщений будет по той или иной новости, зависит то, насколько на нее обратят внимание, можно ставить разные акценты. А какие-то страны могут быть не заинтересованы во внимании к нему. Например, тот же «Окупай Уолл-стрит»…

Ну, это знаковое событие. И тут не важно, заинтересован ли кто-то в его освещении или нет. Если новость есть, она должна быть и у нас. Я Вам уже говорил, что нет такой новости, о которой ТАСС бы промолчал. Другое дело, что новость можно не расписывать, не делать из нее сверхсобытие, не раздувать. Мы не ставим акценты ни на чем. Новость не может быть с акцентом. Можно, конечно, про одно событие 10 сообщений дать, а про другое – 20. Но это должны быть отдельные события. Не то, что кто-то что-то сказал, а событие. Что может сказать человек, который просто пришел на этот митинг? Он пришел туда, потому что пришел. Нам интересны новости: люди собрались с такими требованиями, людей примерно столько-то, полиция ведет себя корректно или некорректно, вот и вся новость. Радио, конечно, нужны говорящие головы. А для нас ньюсмейкер должен быть достоин эксклюзива.

Помните, когда были митинги в Москве, после одного из них народ остался, но человек 15, не больше. Мне позвонила девушка, журналист, коллега, но не из ТАСС. И спрашивает: «А почему вы об этом не сообщаете?». Да потому что это уже не событие. В том же Вашингтоне у Белого дома стоят по 20 человек с разными проблемами каждый день. Associated Press не сообщает, что у  Белого дома каждый день проводятся митинги. Митинг на Поклонной, на Болотной, на Сахарова, они все достойны освещения, там было много людей. А если собираются 15 человек, то это не новость.

Кстати говоря, а как вы решаете вопрос указания численности?

Вообще-то говоря, это хороший вопрос. Те, кто организовывают, всегда численность завышают, правоохранительные органы, неизвестно почему, преуменьшают. Но это проблема небольшая. Мы даем две цифры, одну со ссылкой на организаторов, другую – по сообщениям официальных лиц. Тут  ничего сложно нет.

А как было в Советское время? Ведь были какие-то закрытые темы?

Я боюсь, здесь в моих ответах аналогии будут сильно страдать, тогда были другие отношения между странами, было определенное противостояние. Но на профессиональном уровне, насколько я  знаю из рассказов наших ветеранов, журналистское братство было всегда. Мы помогали друг другу, несмотря на «холодную» войну. Это же профессия. Но, с другой стороны, была и конкуренция, кто быстрее что напишет.

Сложно сравнивать опыт работы в советское время и в наше. Это же были другие нравы, даже другие страны. С профессиональной точки зрения, на мой взгляд, подходы не сильно изменились.

Это все равно, что спросить оперного певца,  как он пел при советской власти, и как он поет сейчас. Вряд ли что-то изменилось в его голосе. Или с его слухом. Хотя, конечно, определенные изменения есть…

Какая сейчас у ИТАР-ТАСС стратегия развития? Что надо сделать, чтобы оставаться конкурентными в будущем?

Как там говорится: быстрее, дальше, лучше? Мы просто должны лучше работать, быть оперативней, искать лучшие эксклюзивы, не опаздывать с новостями. Все эти правила за десятки лет не поменялись. Новые технологии или старые, журналисты, по сути, делают ту же работу. Надо просто быть самым первым и самым точным в передаче новостей. 

Винокуров Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).