будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна

О пользе гражданских конвенций

Мои научно-популярные тезисы по поводу этиологии и патогенеза московских пробок, появившись сначала на сайте «Полит.ру», а затем на страницах «Новой газеты», вызвали множество откликов (одобрительных, уточняющих, недоуменных, возмущенных…), а также вопросов самого разного толка.

Больше всего вопросов касалось гражданских конвенций по поводу использования автомобилей и городской территории. Мол, откуда это понятие взялось, насколько оно необходимо, да и зачем вообще вмешивать в инженерно-транспортно-градостроительные дела всяческую «философию» и «политику»?

Постараюсь ответить на этот вопрос, посредством разбора, как теперь говорят, характерного кейса.

В ноябре 2007 года распоряжением мэра Рима «за злоупотребление служебным положением» был освобожден от занимаемой должности начальник городской дорожной полиции г-н Катанзаро.

«Злоупотребление» было усмотрено в том, что генерал, собираясь пообедать в одном из ресторанов в центре города, и не найдя общедоступного свободного места на ресторанной парковке, занял стояночный «лот», помеченный знаком «только для инвалидов». Этот факт был выявлен по результатам расследования, проведенного вслед за публикацией фотографии генеральского «Альфа-Ромео» в газете «Мессаджеро».

Каждая деталь этого кейса чрезвычайно поучительна.

Во-первых, что итальянский полицейский генерал ездил за рулем сам, причем для поездки на обед пользовался собственным автомобилем, а не казенным. В странах Евросоюза персональный водитель за казенный счет – экзотика, атрибут протокольных выездов коронованных особ, президентов, премьер-министров. Богатые корпорации, разумеется, могут позволить какой угодно штат обслуживающего персонала, но пользуются этим с оглядкой на мнение акционеров и общественности. Стандартными являются варианты использования такси по вызову, либо корпоративных разъездных автомобилей.

Во-вторых, обратим внимание, что высокопоставленный итальянский полицейский обязан, за пределами четко прописанных форс-мажорных обстоятельств, подчиняться общепринятым нормам движения и парковки. Ничего похожего на привычную российскую «цветомузыку» для пассажирских автомобилей любых должностных лиц в странах Евросоюза не существует в природе: любые «спецсигналы», звуковые или световые, предназначены для автомобилей неотложных служб. В частности, включенная «мигалка» на полицейском автомобиле означает выезд оперативника на срочное задание, а не поездку полицейского начальника на обед.

Действующая система норм и правил до того универсальна, что высокий полицейский чин в целях их обхода вынужден был пользоваться просроченным парковочным талоном, выданным когда-то некоей пожилой даме-инвалиду. На память приходит аналогия с Остапом Бендером, который, уже став миллионером, не смог заказать номер в отеле, иначе как представившись дирижером симфонического оркестра.

В-третьих, вслед за публикацией компрометирующей фотографии было проведено служебное расследование, но не последовало никаких действий по «отмазке» нарушителя. Не было ни опровержений со стороны парковочной инспекции (владельца ресторана, общества инвалидов…), ни претензий к редакции газеты со стороны налоговой (санитарной, пожарной …) инспекции. Не было также попыток закрытия редакции за использование нелицензированного софта, либо изъятия водительских удостоверений за грубые нарушений ПДД у фотографа, редактора и владельца газеты.

И, наконец, в-четвертых, начальника городской дорожной полиции снял с работы не президент, и не премьер-министр Италии, а мэр города, четко прислушивающийся к настроениям городских обывателей – избирателей -налогоплательщиков.

Что касается российской практики, то у нас персональные водители положены десяткам тысяч штатских, военных и полицейских чиновников. Этот дикарский навык, присущий в основном странам третьего мира, с успехом усвоен также и российским бизнесом. Для описания всех прочих имеющих отношение к делу аспектов российской правовой и транспортной практики достаточно заметить, что они строго перпендикулярны европейским аналогам.

Характерный пример был представлен общественности совсем недавно. Служебный автомобиль начальника «дорожной полиции» Российской Федерации г-на Кирьянова, выехав на полосу встречного движения одной из центральных улиц города, сбил пешехода. Пострадавшая, 24-летняя девушка, получила черепно-мозговую травму. Уже на больничной койке, после беседы с представителем правоохранительных органов, она сделала заявление о том, что сама во всем виновата. Судя по успешному продолжению карьеры российского генерала, в его действиях не было усмотрено никаких «злоупотреблений служебным положением», а также иных нарушений по службе.

Представленные в нашем кейсе детали составляют важную, хотя и очень малую часть обширного множества писанных и неписанных правил (норм, общепринятых практик…), или, если угодно, гражданских конвенций, по поводу использования автомобилей и городской территории.

Результаты их регулярного применения, увы, не делают ангелами ни генералов, ни обывателей. Зато они приводят к огромной экономии человеческого времени и человеческих жизней. В частности, города Италии, да и всей Западной Европы, располагая автомобильным парком из расчета 600-800 автомобилей на 1000 жителей, уверенно (хотя, разумеется, не без проблем) едут. Между тем, Москва, выйдя на отметку всего-то 350 автомобилей на 1000 жителей, столь же уверенно стоит.

Еще более наглядный факт: В России на 100 тысяч автомобилей приходится 120 смертей в дорожно-транспортных происшествиях; в Италии, по месту жительства генерала Катадзаро, – в 10 (именно так!) раз меньше.

См. также:

  • Лекция Михаила Блинкина. Этиология и патогенез московских пробок
  • Михаил Блинкин, Александр Сарычев. Закон против автомобилистов
  • Михаил Блинкин, Александр Сарычев. Качество институтов и транспортные риски (часть 1, часть 2)
  • Михаил Блинкин. Плата за въезд
  • Михаил Блинкин, Александр Сарычев. Городской транспорт: либеральный взгляд на проблему
  • Михаил Блинкин, Александр Сарычев. Российские дороги и европейская цивилизация (публичная лекция)
  • Михаил Блинкин, Александр Сарычев. Российские дороги и европейская цивилизация (тезисы выступления)
  • Михаил Блинкин, Александр Сарычев. О платных дорогах и дорожных налогах
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).