Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама после нескольких часов переговоров, как и ожидалось, подписали рамочный документ о сокращении ядерных арсеналов и договор о транзите американских военных грузов в Афганистан. Встреча, которую преподносили как начало «перезагрузки» российско-американских отношений, прошла без сенсаций и прорывов, однако, возможно, создала позитивную атмосферу для дальнейшего диалога.
В декабре истекает договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1, подписанный в начале 1990-х, и теперь сторонам предстоит работа над новым договором. Обама и Медведев подписали меморандум о «совместном понимании» проекта. В этом документе, задающем рамки для переговоров о новом соглашении по СНВ, сказано, «что каждая сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после вступления в силу договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500–1100 единиц, и для связанных с ними боезарядов – в пределах 1500–1675 единиц». СНВ-1 предполагает сокращение числа боеголовок к 2012 году до 1700–2200 у каждой стороны.
Оценки численности ядерных арсеналов Америки и России варьируются. Согласно американскому изданию Bulletin of the Atomic Scientists, в начале этого года у США было около 2200 оперативно развертываемых боеголовок, а у России – около 2790.
Также два президента подписали договор об американском военном транзите в Афганистан. В начале 2009 года Москва уже предоставила НАТО возможность перевозить невоенные грузы через свою территорию. Теперь предполагается, что через Россию в день будет летать около 12 военно-транспортных американских самолетов с военными грузами. Вероятно, что наземным транзитом военных грузов, которым будут переправляться сотни контейнеров в месяц, займется РЖД.
«Мы, – говорится в документе, – считаем важным активизировать борьбу с наркотрафиком как на территории, так и за пределами Афганистана, в том числе через создание альтернативных источников существования для крестьян и противодействие наркодельцам и предотвращения поставок прекурсоров в эту страну в соответствии с резолюцией СБ ООН».
Стороны также приняли решение разработать двустороннюю инициативу по «значительному наращиванию финансовой разведки и правоохранительного инструментария для пресечения незаконных финансовых потоков, связанных с осуществляемым, в том числе и Талибаном, а также организованной преступностью, героиновым наркотрафиком в Афганистане».
Между Россией и США по-прежнему сохраняются разногласия по грузинской проблеме, а также относительно размещения ПРО США в Европе. Впрочем, по последнему вопросу в ходе переговоров была попытка найти некоторое взаимопонимание.
На пресс-конференции после переговоров Обама повторил позицию американской стороны, что система ПРО в Европе, предложенная еще администрацией Джорджа Буша, не угрожает России, а направлена против иранской и северокорейской ракетной угрозы.
Вашингтон не готов делать систему ПРО в Европе разменной картой при обсуждении двусторонних отношений с Россией, которая увязывает достижение новых договоренностей по СНВ с этой проблемой.
Однако, по словам Обамы, Медведев сказал ему, что эта тема особо чувствительна для Москвы и вызывает у нее серьезную озабоченность. «Я подозреваю, что когда я буду говорить с президентом… э-э-э, премьер-министром Владимиром Путиным завтра, он скажет то же самое», – сказал Обама.
Тем не менее президент США несколько обнадежил Медведева, сказав, что его администрация завершит в этом году ревизию планов Буша разместить ракетный щит в Европе. Также он заявил о возможности разработки планов совместного противостояния возрастающей ракетной угрозе со стороны третьих стран. Медведев выдвинул похожее предложение – создать глобальную систему противоракетной обороны.