будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минздрав медицина онкология
Июнь 19, 2025
Страна
Евдокимов Виктор

Обезболивающие. Реклама и не только

Обезболивающие. Реклама и не только
lekarstva
Медицинские препараты. Источник: Фото: medweb.ru

В ноябре этого года было опубликовано указание президента правительству о выработке мер по ограничению рекламы лекарственных средств. Влияние этой инициативы на программу Минздрава по обеспечению доступности обезболивающих и рынок отечественных СМИ обещает оказаться очень значительным.

Указание президента было составлено по итогам заседания ОНФ. На совещании "фронта" было предложено ограничить рекламу лекарств в рамках борьбы с самолечением населения. По данным ВЦИОМ, четверть россиян лечится самостоятельно. Звучали предложения и о полном запрете рекламы лекарственных препаратов. Эта инициатива должна непосредственно коснуться фармацевтической индустрии и медиа-рынка. Медицинская отрасль является крупным и самым надежным заказчиком рекламы.

У фармацевтических компаний, при любом конечном решении, остаются способы продвижения своих товаров. Поскольку их продвижение продукции требует постоянного контакта с покупателем, они просто будут вынуждены перенаправить свои бюджеты. Стоит учитывать, что при общем спаде продаж рекламы фармацевтическая индустрия только наращивает свою долю. Например, из 7 основных товарных категорий, обеспечивающих 75% телерекламы, доля медицинской отрасли упала меньше всего.

СМИ же потерпят крупные убытки. Президент Трансконтинентальной медиакомпании, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Александр Митрошенков во время заседания комитета по информационной политике, последовавшим после опубликования новых указаний, охарактеризовал положение следующим образом: «сейчас идет информационная война, в ней наши информационная команда, наши СМИ не проигрывают. В этот момент депутаты, которые кричат: «надо поддержать эту войну», наносят колоссальный удар. Я считаю, что каждый депутат должен знать, что он голосует за такие законы, он фактически играет на руку пропагандисткой машине США». 

В ходе обсуждения депутат ГД, сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева уточнила: «Мы настаиваем принципиально, что ограничение рекламы лекарственных средств должно коснуться сильнодействующих обезболивающих. Люди покупают обезболивающие и не идут к врачу. Надо анализировать рынок, провести полный мониторинг, с привлечением специалистов решить, что нужно ограничивать. Мы говорим о конкретных препаратах, которые нельзя было бы купить в аптеке, посмотрев телевизор или прочитав газету». Обсуждение итогового варианта должно продолжиться.

Но и меры, озвученные депутатом Тимофеевой, снизят конкуренцию на рынке обезболивающих. При запрете рекламы малым компаниям будет сложнее отвоевывать свою долю: старые и известные бренды будут иметь преимущество, а разработка новых препаратов без уверенности в быстром и успешном размещения станет крайне рискованной. Это идет вразрез с рекомендациями экспертного совета при правительстве о повышении уровня конкуренции на рынке анальгетиков.

Тема обезболивания в 2015 году широко освещалась в связи с сообщениями о самоубийствах онкологических больных. Минздрав принял целый ряд мер для исправления ситуации. Приведем основные законы и законодательные инициативы, инициированные за последние 11 месяцев.

16 декабря 2014 был принят закон о доступности наркотических препаратов для тяжелобольных людей. Он расширил перечень медицинских организаций, которые имеют право использовать сильнодействующие обезболивающие; отменил требование возврата использованной упаковки при выписке новых рецептов и ввел еще ряд упрощений в процедуру получения.

Перед этим руководитель Госнакоконтроля Виктор Иванов заявил: "Отсутствие обезболивающих веществ напрямую ведет к подрыву национальной безопасности, а бюрократические процедуры - к росту социальной напряженности".  Иванов дал понять, что его ведомством подана рекомендация по упрощению оборота сильнодействующих препаратов. Было упомянуто, что инициатива связана с гибелью в результате самоубийства  контр-адмирала Вячеслава Апанасенко, болевшего раком.

25 мая 2015 был опубликован законопроект о пропаганде наркотических средств. По словам депутата Ирины Яровой, он разрабатывался совместно с фондом «Подари Жизнь» и не касается взаимоотношений врача и пациента. Реклама на специализированных медицинских выставках, семинарах и в специальной прессе также отдельно упомянута и остается разрешенной.

1 июля поправки к Федеральному Закону, касающиеся доступности сильнодействующих лекарств, вступили в силу. Законодательная база по этим вопросам не обновлялась с 1998 года. И уже в конце августа Росздравнадзор сообщил, что обеспеченность онкологических больных обезболивающими препаратами за год выросла на 68%, а количество аптек, отпускающих наркотические препараты, увеличилось на 20%. Хотя случаи отказа в выписке за первое полугодие 2015 года фиксировались в 21 регионе России. «Сегодня уже  много сделано  для того, чтобы люди, столкнувшиеся с тяжелой болезнью и мучительной болью, смогли своевременно получить гарантированную помощь, - говорит руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко. – Тем не менее, еще не все регионы ответственно относятся к данному направлению деятельности. Поэтому в настоящее время одной из главных задач для Росздравнадзора является контроль за  неукоснительным исполнением законодательства в сфере охраны здоровья граждан. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения не снимает данный вопрос с контроля, работа продолжается».      
Заметим, что на мартовском совещании организации-члены Общественной палаты от профильных отраслей оценивали количество пациентов, получающих необходимое обезболивание, в 10%. А современные методы позволяют обезболивать до 99% нуждающихся.

Сейчас Минздрав прорабатывает новые поправки, которые должны увеличить срок действия рецептов на наркотические и психотропные вещества и расширить круг специалистов, имеющих право их выписывать. Также, по словам представителя ведомства Олега Салагая, началось составление единого реестра пациентов, нуждающихся в обезболивании. Новый реестр призван обеспечить возможность получать необходимые медикаменты вне зависимости от места нахождения на территории России.

16 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев предложил оценивать профессиональную пригодность региональных чиновников в сфере здравоохранения по уровню обеспеченности обезболивающими препаратами.

Таким образом, непродуманные инициативы в сфере распространения и продвижения лекарственных средств, в частности обезболивающих, могут не только подорвать рынок СМИ, но и навредить проделанной жизненно важной для пациентов работе. Это объясняется тем, что запрет рекламы любой группы препаратов понижает конкуренцию на рынке. И платит за это конечный потребитель уменьшением ассортимента и вероятностью скачка цен. А «потребитель» равно «пациент». Потому что без системных методов борьбы с самолечением, как увеличение доступности медицинских услуг, повышение доверия к медицинскому персоналу и тд, проблему самолечения не решить.

Евдокимов Виктор
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).