Сенсация: Верховный суд запретил обгон по трамвайным путям. На поверку, правда, выясняется, что просто исправил несовпадение в ПДД, появившееся после введения новой редакции правил. Просто произошло расхождение: правила теперь понимают под «обгоном» не то, что основная масса граждан.
Верховный суд России запретил обгон по трамвайным рельсам попутного направления. Так интерпретировал решение суда «Интерфакс». Сразу представляются многокилометровые пробки в крупных городах из-за невозможности проехать по путям. На самом деле суд удовлетворил гражданский иск челябинца Льва Воропаева к федеральному правительству, в котором тот оспаривал пункт 9.6 правил дорожного движения.
Пункт 9.6 разрешает движение по трамвайным путям попутного направления (по «встречке» ездить запрещено), когда все полосы заняты. Впрочем, в правилах оговорено, что помехи трамваю создавать нельзя. Езда по трамвайным путям разрешается «при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 правил». Последний пункт, впрочем, разрешает поворот налево с трамвайных путей и сложно проконтролировать — ехал автомобилист по попутным трамвайным путям и просто «хотел повернуть».
Кодекс об административных нарушениях выезжающим на встречные трамвайные пути обещает кары: «лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».
По мнению заявителя из Челябинска, указание об обгоне по трамвайным путям вводило в заблуждение водителей, поскольку двигаться навстречу трамваю, блокируя рельсы, и без того было запрещено, а термин «обгон» применим только к встречной полосе.
Заявитель прав в том смысле, что термин обгон прописан в правилах как «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Если на пути встречного направления выезд и так запрещен, то какой здесь может быть вообще обгон?
В суде представитель правительства уверил, что МВД и само уже подготовило проект поправок в ПДД, которые просто еще не приняты. В общем, езду по попутным трамвайным путям никто запрещать вроде бы не собирается.
Коллизия появилась оттого, что в обыденном смысле и в словарях обгон не предполагает непременного выезда на встречную полосу. «Обгон, маневр, связанный с выездом транспортного средства из занимаемого ряда и опережением одного или нескольких движущихся транспортных средств», - трактует слово Большая советская энциклопедия. Так было и в ПДД до 2010 года, когда в действие вступила нынешняя трактовка понятия «обгон».
Ранее в ПДД было еще несколько формулировок с неправильным, с точки зрения нынешних правил, использованием термина «обгон». В 11.2 разрешался обгон с правой стороны, если водитель транспортного средства «подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра». В пункте 11.4 вновь появлялся «разрешенный правый обгон». В этих пунктах ПДД поправили после уточнения, что такое обгон, в пункте 9.6 — проглядели.
Здравый смысл и многолетняя языковая практика предполагает: если ты раньше ехал (шел) за кем-то, а теперь едешь (идешь) перед ним, то ты его обогнал. То есть совершил «обгон». Однако, с точки зрения действующих ПДД, было совершено несколько иных маневров — «перестроение» («выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения») и опережение («движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства»). Возможно еще и обратное перестроение, для получения полного удовольствия от процесса. В случае, когда некие люди играют в игру «кто быстрее едет по скоростной магистрали», теперь нельзя «обогнать» по закону, можно лишь «опередить».
Обгон превращается в довольно редкое явление на дорогах, по крайне мере в больших городах. В 2006 году пленум того же ВС постановил, что «нарушение требования разметки или дорожных знаков, повлекшие выезд на полосу встречного движения, подразумевают применение ст. 12.15 КоАП», с теми же последствиями — от 4 до 6 месяцев или штраф. То есть: разметку нарушать нельзя, это влечет неприятные последствия.
Впрочем, мы живем в государстве, где законы трактуются довольно широко — как властями, так и гражданами. Некоторые особенно ушлые юристы могут «дырки» специально оставлять — богатое поле для интерпретаций означает личное обогащение некоего лица или группы лиц. Случай с обгоном по трамвайным путям, конечно, к таким дырам в законодательстве не относится, здесь имеет место простое раздолбайство. Что не очень хорошо говорит о юристах, писавших новую редакцию ПДД, но не дает повода усомниться в честности сотрудников обновленной полиции.