будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна

Обгони меня, если сможешь

Обгони меня, если сможешь
tram
Фото: Vokabre. Flickr.com

Сенсация: Верховный суд запретил обгон по трамвайным путям. На поверку, правда, выясняется, что просто исправил несовпадение в ПДД, появившееся после введения новой редакции правил. Просто произошло расхождение: правила теперь понимают под «обгоном» не то, что основная масса граждан.

Верховный суд России запретил обгон по трамвайным рельсам попутного направления. Так интерпретировал решение суда «Интерфакс». Сразу представляются многокилометровые пробки в крупных городах из-за невозможности проехать по путям. На самом деле суд удовлетворил гражданский иск челябинца Льва Воропаева к федеральному правительству, в котором тот оспаривал пункт 9.6 правил дорожного движения.

Пункт 9.6 разрешает движение по трамвайным путям попутного направления (по «встречке» ездить запрещено), когда все полосы заняты. Впрочем, в правилах оговорено, что помехи трамваю создавать нельзя. Езда по трамвайным путям разрешается «при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 правил». Последний пункт, впрочем, разрешает поворот налево с трамвайных путей и сложно проконтролировать — ехал автомобилист по попутным трамвайным путям и просто «хотел повернуть».

Кодекс об административных нарушениях выезжающим на встречные трамвайные пути обещает кары: «лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».

По мнению заявителя из Челябинска, указание об обгоне по трамвайным путям вводило в заблуждение водителей, поскольку двигаться навстречу трамваю, блокируя рельсы, и без того было запрещено, а термин «обгон» применим только к встречной полосе.

Заявитель прав в том смысле, что термин обгон прописан в правилах как «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Если на пути встречного направления выезд и так запрещен, то какой здесь может быть вообще обгон?

В суде представитель правительства уверил, что МВД и само уже подготовило проект поправок в ПДД, которые просто еще не приняты. В общем, езду по попутным трамвайным путям никто запрещать вроде бы не собирается.

Коллизия появилась оттого, что в обыденном смысле и в словарях обгон не предполагает непременного выезда на встречную полосу. «Обгон, маневр, связанный с выездом транспортного средства из занимаемого ряда и опережением одного или нескольких движущихся транспортных средств», - трактует слово Большая советская энциклопедия. Так было и в ПДД до 2010 года, когда в действие вступила нынешняя трактовка понятия «обгон».

Ранее в ПДД было еще несколько формулировок с неправильным, с точки зрения нынешних правил, использованием термина «обгон». В 11.2 разрешался обгон с правой стороны, если водитель транспортного средства «подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра». В пункте 11.4 вновь появлялся «разрешенный правый обгон». В этих пунктах ПДД поправили после уточнения, что такое обгон, в пункте 9.6 — проглядели.

Получается типичное несовпадение правовой лексики и обыденной.

Здравый смысл и многолетняя языковая практика предполагает: если ты раньше ехал (шел) за кем-то, а теперь едешь (идешь) перед ним, то ты его обогнал. То есть совершил «обгон». Однако, с точки зрения действующих ПДД, было совершено несколько иных маневров — «перестроение» («выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения») и опережение («движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства»). Возможно еще и обратное перестроение, для получения полного удовольствия от процесса. В случае, когда некие люди играют в игру «кто быстрее едет по скоростной магистрали», теперь нельзя «обогнать» по закону, можно лишь «опередить».

Обгон превращается в довольно редкое явление на дорогах, по крайне мере в больших городах. В  2006 году пленум того же ВС постановил, что «нарушение требования разметки или дорожных знаков, повлекшие выезд на полосу встречного движения, подразумевают применение ст. 12.15 КоАП», с теми же последствиями — от 4 до 6 месяцев или штраф. То есть: разметку нарушать нельзя, это влечет неприятные последствия.

Несовпадение обывательской логики и юридической приводит к коллизиям и повеселее казуса трамвайных путей.

Впрочем, мы живем в государстве, где законы трактуются довольно широко — как властями, так и гражданами. Некоторые особенно ушлые юристы могут «дырки» специально оставлять — богатое поле для интерпретаций означает личное обогащение некоего лица или группы лиц. Случай с обгоном по трамвайным путям, конечно, к  таким дырам в законодательстве не относится, здесь имеет место простое раздолбайство. Что не очень хорошо говорит о юристах, писавших новую редакцию ПДД, но не дает повода усомниться в честности сотрудников обновленной полиции.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).