Существенная ротация в Совете по правам человека, действующем при президенте Российской Федерации, может произойти еще до конца 2018 года. По данным СМИ, Кремль может сменить до половины членов Совета.
Источник газеты «Ведомости» утверждает, что в настоящее время в администрации президента обсуждаются кандидатуры новых членов СПЧ. После завершения обсуждений список представят президенту. Другой источник издания уточнил, что те, кто не участвовал активно в работе нынешнего Совета, не войдут в новый состав. Однако он не исключил, что Совет могут покинуть и некоторые очень активные участники.
О выходе ряда членов СПЧ стало известно заранее. Так, председателя СПЧ Михаила Федотова о намерении покинуть Совет уведомили сопредседатель «Клуба 2015» Сергей Воробьев, главный режиссер театра «Алеко» Алексей Козырев и телеведущий Максим Шевченко.
В то же время сам Федотов считает именно нынешний состав Совета оптимальным. «В нем представлены разные направления общественной мысли, но все члены совета связаны именно с правозащитной деятельностью, ведь членами СПЧ могут быть только те, кто считает права и свободы человека высшей ценностью», — приводит информационное агентство РБК его слова.
Ожидается, что президент утвердит новый состав СПЧ перед встречей с его представителями, которая по традиции проходит в конце года. Однако дата встречи в нынешнем году пока не выбрана. «Пока встречи с советом в графике президента нет», — воспроизводит сайт газеты «Коммерсантъ» сообщение Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента РФ.
О том, чем может быть продиктовано желание обновить состав СПЧ, с «Полит.ру» поговорил Александр Верховский, руководитель Информационно-аналитического центра «СОВА».
«По поводу обновления СПЧ нет сложившегося порядка вещей. Это происходило по-разному в разные времена, но в споелднее время президент, переизбравшись, указом назначал новый Совет. Этому предшествовали какие-то этапы, это не происходило мгновенно, но все же происходило. И когда Путин переизбрался на последних выборах, было непонятно, точно ли он станет переназначать Совет или оставит все как есть.
Потому что в истории Совета как совета (некоторое время он был Комиссией, а не Советом) это первый случай, когда президент переизбирается, а не приходит новый. И глава государства, в принципе, мог бы все оставить на своих местах. Но раз говорят, что состав частично поменяют, значит, поменяют.
Как именно поменяют, мы не знаем, а гадать об этом довольно сложно, поскольку мы не знаем, зачем так хотят менять. На деле функции Совета в том смысле, для чего он нужен президенту, кроме некоей декоративной роли, неясны. И это интересный вопрос: для чего нужен СПЧ? Да, президент реагирует на какие-то пожелания, исходящие от Совета в целом и даже от отдельных его членов. Но он мог бы реагировать на пожелания правозащитников, и не имея никакого Совета.
Так чего президентская администрация хочет от Совета, есть ли какой-либо позитивный запрос? Это не очень ясно; а раз неясно, каков запрос, то неясно и то, как под него можно формировать структуру. Если бы запрос был известен, можно было бы оценивать, кого лучше убрать, а кого добавить для его выполнения. Можно было бы понять, хорошо ли, чтобы в СПЧ входили люди не то чтобы оппозиционные (там все-таки нет политических деятелей), но явно критически настроенные к властям. И какую степень критичности администрация готова тем терпеть? Или то, что они там есть, плохо? Пока же мы не можем предположить ничего внятного: не зная, для чего это нужно, мы не можем понять, чего можно ожидать.
Что сейчас делает СПЧ, в принципе понятно. Он может, помимо того, что делают отдельные его члены, принимать некие заявления (чего администрация, в принципе, не любит; когда начались осложнения в отношениях с Украиной, было принято решение, ограничивающее возможность Совета выступать с заявлениями). Совет также дает заключения по определенным поводам; он может выдвигать предложения в законодательной сфере. С точки зрения власти все это вполне может быть полезными функциями. Нужен ли Совет с такими функциями администрации?
Я бы предположил, что все же нужен. Хорошо, когда есть совещательный орган, который представляет неаппаратную точку зрения и, в общем-то, довольно мало политизирован. С другой стороны, вероятно, в каждом конкретном случае несогласие раздражает. Что здесь сможет перевесить? Можно, конечно, гипотетически предположить, что и решение по включению в СПЧ тех или иных людей будет носить некоторым образом компромиссный характер. Возможно, какие-то наиболее раздражающие администрацию или лично президента члены Совета будут выведены из него. Возможно, Совет постараются сделать в целом более лояльным, так скажем.
Ну, и интересно, когда именно все это произойдет, потому что скоро вроде бы должна быть встреча членов СПЧ с президентом. Вроде бы было осмысленно, чтобы президент встречался с Советом обновленным и обсуждал то, что будет, а не то, что было. Но это мне так представляется, а людям в администрации, возможно, кажется совсем наоборот. Может быть, такая встреча станет очередным отборочным мероприятием», — сказал Александр Верховский.