Во вторник кандидат в депутаты Государственной Думы от Партии Роста Ксения Соколова назначила главой своего предвыборного штаба журналистку Лесю Рябцеву, которая в прошлом работала на «Эхе Москвы». Наш аналитик Василий Измайлов размышляет о смысле и перспективах этого назначения:
«Назначение Леси Рябцевой руководителем избирательного штаба вызывает многие вопросы, которые частично относятся к самой Лесе Рябцевой, а частично к тому, как устроено сейчас избирательное ремесло. Сразу хочу сказать, что у «Полит.ру» с Лесей Рябцевой была определенная история отношений, и это такая история мужчины и женщины, где «Полит.ру» был мужчиной, а Леся была девушкой, которая сначала очень активно помогала, и мы ей благодарны за то, что она сделала, но затем она так же активно стала выказывать знаки своего нерасположения.
Проблема назначения Леси Рябцевой руководителем избирательного штаба, как мне кажется, имеет много граней, я скажу о некоторых из них. Первое. Кто такой руководитель избирательного штаба? Это человек, который координирует деятельность разных служб: агитаторов, группы контроля, медиагруппу, в том числе и медиапланирование, юристов и так далее. Любой человек, который хоть какое-то отношение к избирательной кампании имел, понимает, что это очень большая, сложная и тяжелая административная работа для очень опытного человека. Но это не проблема Леси Рябцевой, что у нее нет этого опыта, скорее это вопрос к тем кандидатам, которые назначают таких людей, как она. Оговорюсь, что здесь Леся — это фигура речи, обобщенный руководитель под названием «Леся».
Плюс в таком назначении один — это оказание личного доверия и какая-то гарантия того, что не будет нецелевого расходования средств. Будет или нет — это не так важно, но, наверное, когда ты назначаешь человека, которого знаешь и уважаешь, на такую должность, то ты предполагаешь, что он будет соблюдать какой-то минимальный политес в расходовании твоих средств, в том случае, если они твои. Очень важно здесь, обратите внимание: Партия роста, свои деньги… Ну, это вопрос к Борису Титову.
Второй вопрос заключается в том, что ты назначаешь того руководителя избирательного штаба, которого ты хочешь. У каждого есть своя работа, и он для себя эту работу определяет: предположим, есть редактор, его задача писать, а умный редактор говорит «у меня задача писать хорошо», или быстро, или с определенным бэкграундом. Или есть сапожник, чья работа тачать сапоги, но хороший сапожник ставит задачу тачать сапоги вдвое дешевле итальянских конкурентов и так далее. Так вот какую роль и функцию должен принимать на себя руководитель избирательного штаба в ситуации, когда его назначают так, как была назначена Леся? Наверное, он должен осуществлять коммуникацию с кандидатом: успокаивать его, говорить, что он должен и не должен делать, куда ему идти, на что реагировать, а на что нет. То есть в известном смысле он должен выполнять функцию правильно понимаемого личного психолога.
Нормальные избирательные кампании совершенно по-другому строятся, но мы берем такой упрощенный вариант, как мы его себе представляем. Дальше возникает вопрос — в чем должен руководитель штаба Леся Рябцева убеждать кандидата? У меня есть очень простой ответ. Здесь я сделаю легкий реверанс в сторону и скажу, что как выигрывать избирательные кампании в общем понятно, и если у тебя есть админресурс, то ты спокойно выигрываешь с его помощью, приводя своих избирателей. Если нет админресурса, тоже в общем-то понятно: необходимо бить в набат, он может быть разный, и понятно, что тебя должны видеть, ты должен быть много где и входить в контакт со многими людьми. Совершенно очевидно, что современные СМИ такой возможности не дадут, и из этого следует, что надо надеть удобную обувь и много-много ходить, встречаться с избирателями, говорить с людьми и стараться донести до них то, что ты хочешь. Обращаю внимание, что это не проблема мобилизации протестного электората или победы условного кандидата от партии ПАРНАС, это вопрос победы любого кандидата, у которого нет админресурса. Как мне кажется, назначение таких людей, как условная Леся, то есть технолога новой формации, заключается в том, что этот руководитель штаба должен убеждать кандидата ни в коем случае не побеждать, не делать то, что надо делать для победы, то есть ходить к людям и общаться с ними. Совершенно очевидно, что менеджеры рябцевского толка совершенно для этого не предназначены. Они предназначены для того, чтобы продвигать светлый образ кандидата в новые СМИ — социальные сети, различные сайты и так далее.
Здесь тоже есть лукавство, потому что такая технология была хороша в 2011 году, когда надзорные органы не плотно прихватили интернет-пространство. Те люди, которые понимают, что такое SEO, транспортировка любой новости в поисковик, квалифицированная работа с электронным носителем, посмеются и скажут, что, наверное, можно и так. Но к сожалению, как всегда, технологическая часть дается кандидатам немного с запозданием, и в 2011 многие недооценили интернет и не добрали какое-то количество голосов, а в 2016 году, наоборот, многие его переоценили и точно так же недоберут такое количество голосов.
Как известно, руководство готовится к проигранной войне, и то, что мы видим в отношении назначения, о котором мы говорим, свидетельствует об этом же. Конечно же, здесь играет роль удивительное качество человека, причастного к эфиру. Леся, какая бы она ни была, — это все-таки радийная дива, а человек, который появляется в эфире, у многих из нас наделяется какими-то дополнительными качествами и появляются мысли, что такие люди что-то знают или к чему-то причастны, о чем ты, в силу своего опыта и бэкграунда, не догадываешься. И вот эта магия оказывает влияние на людей, и на кандидатов в том числе.
На что способны менеджеры новой волны, подобные девушке, о которой мы так много говорили, мы узнаем очень скоро. На что способны кандидаты, которые выбирают себе таких помощников, мы узнаем тогда же и сделаем какие-то выводы.
Дальше возникает соблазн оценивать рынок, который очень изменился и подурнел, и людям, имеющим отношение к традиционным избирательным технологиям, сложно оценивать положительно его трансформацию. Но это в общем именно соблазн, и я надеюсь, что мы будем выше этого, по крайней мере, в той части действительности, которая окружает нас с вами», — сказал Измайлов.
Материалы по теме:
Статья «Правое дело» в стадии Партии роста
Интересные факты: