будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

Оборонный контроль

Оборонный контроль
k
Фото: SXC

Вслед за проверками контрактов госкомпаний энергетического сектора и госбанков, аналогичные проверки грозят и оборонке. Государство в лице вице-премьера Рогозина хочет, чтобы 20 триллионов на программу перевооружения были потрачены эффективно. Главное — не удариться в кампанейщину.

Мания контроля за госсектором экономики становится все более популярной среди высшего чиновничества. По крайней мере, если судить по публичным выступлениям и правительственным инициативам. Не успел Игорь Сечин предложить проверить крупнейшие госкомпании (чем несколько огорошил их менеджмент, ведь информацию по контрактам со всеми контрагентами им предложили предоставить всего за месяц), как на ту же тему выступил новый вице-премьер по военно-промышленному комплексу Дмитрий Рогозин.

Досталось и частникам из отрасли, Рогозин предложил «установить цепочку истинных владельцев частных предприятий ОПК». Однако главная идея вице-премьера заключается в контроле за доходами менеджмента предприятий, работающих в «оборонке». По мысли Рогозина, объем средств, который государство планирует потратить на программу перевооружения (а это порядка 20 триллионов рублей) просто требует отлаженной системы контроля за расходованием «колоссальных бюджетных средств, которые родина отрывает от груди».

Собственно не допустить разворовывания бюджетных средств в сфере «оборонки» наказывал Рогозину президент Медведев при назначении его в правительство. Рогозин тогда это горячо пообещал.

Цветастая рогозинская фраза имеет право на жизнь. Во-первых, сам объем финансирования программы вооружений уже критиковался Минфином, как непосильный для финансов страны. Тема военного бюджета даже послужила официальной причиной отставки бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Во-вторых, вполне можно предположить, что масштабы распила бюджетных средств в оборонном секторе ничуть не меньше, а возможно и превышают иные отрасли «народного хозяйства».

Классическая схема не самого рачительного обращения с госсредствами заключается в проведении некоей работы через цепочку де-факто не имеющих к ее исполнению фирм.


Стоимость работы искусственно завышается, разница отходит заинтересованным лицам или конторам. В случае с оборонкой надо лишь «мотивировать» каким-либо образом контролеров от государства (скажем, людей из «приемки») принять именно такой вариант размещения заказа. При этом зачастую не специалисту сложно понять, действительно некий заказ следует разместить именно таким образом, а не иначе.

Рогозин грозится даже привлечь специалистов из Академии наук и Высшей школы экономики с целью разработать методики оценки ценообразования в отрасли. По словам Рогозина, рентабельность головных предприятий ОПК порядка 5-8 процентов, а у смежников она достигает 30 процентов. И такое положение дел вице-премьеру, разумеется, не нравится.

Как представляется, проблема еще несколько шире, нежели демонстрирует Дмитрий Рогозин, а методы ее решения не вполне адекватны ситуации.


Прежде всего, на сегодня не вполне понятно в принципе, какие именно задачи способен выполнить оборонно-промышленный комплекс. Способен ли он разработать и произвести летающую куда надо «Булаву»? Если судить по многочисленным срывавшимся пускам, то могут появиться в этом сомнения. Соответственно, чем хуже продукт на выходе, тем он становится дороже, даже безо всякого распила.

Непонятно и то, какие задачи вообще решает сегодня ОПК. Перевооружение армии — это, разумеется, прекрасно, но нужно ли оно в том объеме, который запланирован? Какие вообще вооруженные силы нужны России (если не принимать на веру все, что считают в Генштабе или Минобороны)? Здесь, наверно, специалисты из Высшей школы экономики не помогут.

Впрочем, задачи самого вице-премьера по оборонке несколько скромнее. Ему сказали — не должны воровать, он стремится соответствовать. Стоит ли рассчитывать на успех — сказать сложно. Любые «распилочные» схемы появляются по какой-то причине и уничтожение их может нести не только позитивные последствия.

Если убрать всех «распильщиков», то кто будет работать и сохранится ли мотивация предприятий для работы? Однозначный ответ дать сложно. Сама по себе система контроля за расходованием средств — в идеальном виде — вещь хорошая, но избыточный контроль и тем более кампанейщина традиционно демотивирует агентов на совершение неких необходимых для эффективной работы действий. Ведь ничего не делать безопаснее, чем делать, а потом попасть под бдительное око прокуратуры.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).