Вслед за проверками контрактов госкомпаний энергетического сектора и госбанков, аналогичные проверки грозят и оборонке. Государство в лице вице-премьера Рогозина хочет, чтобы 20 триллионов на программу перевооружения были потрачены эффективно. Главное — не удариться в кампанейщину.
Мания контроля за госсектором экономики становится все более популярной среди высшего чиновничества. По крайней мере, если судить по публичным выступлениям и правительственным инициативам. Не успел Игорь Сечин предложить проверить крупнейшие госкомпании (чем несколько огорошил их менеджмент, ведь информацию по контрактам со всеми контрагентами им предложили предоставить всего за месяц), как на ту же тему выступил новый вице-премьер по военно-промышленному комплексу Дмитрий Рогозин.
Досталось и частникам из отрасли, Рогозин предложил «установить цепочку истинных владельцев частных предприятий ОПК». Однако главная идея вице-премьера заключается в контроле за доходами менеджмента предприятий, работающих в «оборонке». По мысли Рогозина, объем средств, который государство планирует потратить на программу перевооружения (а это порядка 20 триллионов рублей) просто требует отлаженной системы контроля за расходованием «колоссальных бюджетных средств, которые родина отрывает от груди».
Собственно не допустить разворовывания бюджетных средств в сфере «оборонки» наказывал Рогозину президент Медведев при назначении его в правительство. Рогозин тогда это горячо пообещал.
Цветастая рогозинская фраза имеет право на жизнь. Во-первых, сам объем финансирования программы вооружений уже критиковался Минфином, как непосильный для финансов страны. Тема военного бюджета даже послужила официальной причиной отставки бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Во-вторых, вполне можно предположить, что масштабы распила бюджетных средств в оборонном секторе ничуть не меньше, а возможно и превышают иные отрасли «народного хозяйства».
Стоимость работы искусственно завышается, разница отходит заинтересованным лицам или конторам. В случае с оборонкой надо лишь «мотивировать» каким-либо образом контролеров от государства (скажем, людей из «приемки») принять именно такой вариант размещения заказа. При этом зачастую не специалисту сложно понять, действительно некий заказ следует разместить именно таким образом, а не иначе.
Рогозин грозится даже привлечь специалистов из Академии наук и Высшей школы экономики с целью разработать методики оценки ценообразования в отрасли. По словам Рогозина, рентабельность головных предприятий ОПК порядка 5-8 процентов, а у смежников она достигает 30 процентов. И такое положение дел вице-премьеру, разумеется, не нравится.
Прежде всего, на сегодня не вполне понятно в принципе, какие именно задачи способен выполнить оборонно-промышленный комплекс. Способен ли он разработать и произвести летающую куда надо «Булаву»? Если судить по многочисленным срывавшимся пускам, то могут появиться в этом сомнения. Соответственно, чем хуже продукт на выходе, тем он становится дороже, даже безо всякого распила.
Непонятно и то, какие задачи вообще решает сегодня ОПК. Перевооружение армии — это, разумеется, прекрасно, но нужно ли оно в том объеме, который запланирован? Какие вообще вооруженные силы нужны России (если не принимать на веру все, что считают в Генштабе или Минобороны)? Здесь, наверно, специалисты из Высшей школы экономики не помогут.
Впрочем, задачи самого вице-премьера по оборонке несколько скромнее. Ему сказали — не должны воровать, он стремится соответствовать. Стоит ли рассчитывать на успех — сказать сложно. Любые «распилочные» схемы появляются по какой-то причине и уничтожение их может нести не только позитивные последствия.
Если убрать всех «распильщиков», то кто будет работать и сохранится ли мотивация предприятий для работы? Однозначный ответ дать сложно. Сама по себе система контроля за расходованием средств — в идеальном виде — вещь хорошая, но избыточный контроль и тем более кампанейщина традиционно демотивирует агентов на совершение неких необходимых для эффективной работы действий. Ведь ничего не делать безопаснее, чем делать, а потом попасть под бдительное око прокуратуры.